Еще в августе всем известный экстремистский польский телеграм-канал призывал белорусов к национальной забастовке, но из этого ничего не вышло. Теперь, когда протест стал почти незаметным, потребовался срочный подогрев остывших умов, и бразды забастовочного правления перешли к Светлане Тихановской.
Она выдвинула странный ультиматум. Призвала не выходить на работу с 26 октября. Точнее, пригрозила, что в случае невыполнения требований об отставке Лукашенко (и ничего, что его подавляющим большинством голосов избрал народ) начнется забастовка всех (!) предприятий, блокировка всех (!) дорог, обвал продаж в государственных магазинах. Пишу эти слова 28 октября, смотрю в окно: общественный транспорт работает, машины беспрепятственно ездят, дом напротив строится. На БелТА читаю, что сотрудники ОАО «Гомсельмаш» хотят спокойно работать и зарабатывать, чтобы обеспечивать свои семьи.
– Наши люди негативно относятся к призывам бастовать. У всех есть дети, кому-то нужно платить по кредитам. Все понимают обстановку. Сейчас идет вторая волна коронавируса, вот с этим недугом нужно бороться. А наш народ трудолюбивый, мы хотим работать и зарабатывать, – поделился мнением токарь сборочно-сдаточного цеха предприятия Александр Подосинов.
Ведущий инженер управления охраны труда и персонала Максим Анисовец поддерживает:
– Мы с коллегами солидарны в этой позиции. Не понимаем тех, кто открыто призывает выйти на улицу и не работать. Некоторые опасения иногда закрадываются из-за тех, кто не думает о завтрашнем дне. Ведь если остановятся такие крупные предприятия, как «Гомсельмаш», наверняка последствия будут печальные.
Жаль, что этого не понимают те немногие сотрудники тех немногих организаций, которые все-таки отказались выходить на работу в понедельник. «Не намерен питать налогами и отчислениями режим», – заявил в видеообращении предприниматель из Петрикова Александр Яворский. Что ж, невелика потеря. Бюджет страны не рухнет. Но вот тех, кто своими радикальными действиями пытался пустить народ по миру, этот самый народ, думаю, запомнит.
Премьер-министр Беларуси Роман Головченко подчеркнул, что призыв к остановке предприятий – не что иное, как расчистка места для наших конкурентов, передает БелТА. А внеочередная пауза в работе некоторых организаций может привести к опасным последствиям для жизни людей. Пример тому – «Гродно Азот».
– Это опасное производство. Любое вмешательство в технологический процесс, в том числе его внеплановая остановка, – это угроза техногенной катастрофы, – отметил руководитель правительства.
Как и ожидалось, общенациональная забастовка не удалась. Заграничные виртуальные (в смысле воображаемые, а не связанные с компьютером) лидеры снова сели в калошу.
Что касается отдельных представителей бизнеса в Гомеле, которые не работали в понедельник, то прошел их демарш как-то совсем незаметно. Может, потому, что многие из них не популярны у большинства горожан? А может, просто было непонятно, что это и есть та самая забастовка?
Один местный интернет-портал 26 октября после вопроса «Кто бастовал в областном центре?» перечислил организации, которые по разным причинам не открылись в тот день: пиццерия Domino’s, кофейня Le Cafe, Becker Bar, Red Pub, корчма «Будзьма», ресторан «Ривьера», пекарня «Хлебная майстэрня», магазины OZ.BY, «Золотая нить», «Винотека», «ДНК», «Байк-сервис» и «Суперкуб», парикмахерская «На всю голову» и языковая школа 2English.
Корчма «Будзьма» заявила, что не будет работать «в знак солидарности с народом». К слову, в комментариях к этому посту у них в инстаграме были и такие реакции: «Да и кому от этого урон, если закрыто кафе?», «При таком подходе будет ощущение, что я, возможно, нежелательный клиент. А это как-то неприятно. Если ресторан занялся политикой, то клиенты и кухня явно не на первом месте». Поддерживаю.
У других компаний были отвлеченные от политики объяснения. Связалась с ними, чтобы прояснить ситуацию. В магазине косметики «ДНК» опровергли заявление о забастовке. На вопрос, получается, врут, когда пишут, что вы присоединились к забастовке, девушка ответила: «Скорее всего, да. Просто по техническим причинам. У нас свои проблемы были. Совпало просто». В ресторане «Ривьера» сотрудница пояснила, что на самом деле в понедельник они работали, а закрылись только в 17.30 из-за проблем с канализацией. В гомельском филиале школы английского языка 2English работу вообще не останавливали ни в понедельник, ни во вторник. Пояснили, что филиалы закрывали в Минске из-за проблем с транспортом.
В магазине «Суперкуб» подтвердили, что присоединились к забастовке. В пиццерии Domino’s операторы сказали, что не работали по техническим причинам, и отказались дать контакты руководства. Вместе с тем, на видео, появившемся в Сети в тот день, видно, как сотрудники Domino’s раздают пиццу студентам, которые в учебное время вышли побродить и поорать на улице. При этом молодежь кричит: «Domino’s с народом». В OZ.BY заявили: «Напрямую номера телефона по таким вопросам, к сожалению, нет». Предложили обратиться по почте. Сотрудник «Байк-сервис» сказал, что руководство не может пообщаться со мной, а «магазин не работал в связи с переучетом».
В кофейне Le Cafe администратор Егор на вопрос о присоединении к забастовке ответил, что я звоню «с какими-то очень странными, непонятными и ненужными вопросами», сказал: «Вы искатель правды? Знаете, вы, мне кажется, тогда не тем занимаетесь. Абсолютно не тем. Искать правду нужно в других вещах».
«Винотека» проводила инвентаризацию. На вопрос об утверждении интернет-портала про забастовку директор магазина ответил: «Я не хочу давать какие-то заявления для прессы». Отказались от комментариев и опровержений в Becker Bar и пекарне «Хлебная майстэрня». В Red Pub сказали, что 26 октября у них был сандень, работники делали уборку. С директором не связали, но передали его позицию: «Без комментариев. Как нас позиционируют – это не наше дело».
Неужели организации, которые беспокоятся о своей репутации и не хотят быть замешанными в сомнительной истории, будут так отвечать? Думаю, наоборот, постараются опровергнуть информацию, если она недостоверна. Напрашивается вывод, что компании действительно присоединились к забастовке. Но тогда, если это такая позиция и владельцы уверены в своей правоте, то почему бы не заявить об этом прямо? Почему потенциальные клиенты должны гадать, что именно имели в виду «невероятные»? Может, пора уже определиться со своими приоритетами? Очевидно, что некоторые хотят усидеть на двух стульях сразу, однако второй стул долго не устоит.
Тихановская в своем телеграм-канале утром 26 октября написала: «Я верю, что частный бизнес, религиозные общины, культурные и спортивные деятели, айтишники поддержат бастующих и остановят свою работу на день». Стоп. А почему только на день? Ведь изначально бастовать предлагалось с 26 октября и до победы?
В общем, позиция протестующих становится все более размытой и несогласованной. Наверное, поэтому стали переходить к другим методам: громят здания правоохранителей, поджигают машины, повреждают светофоры, блокируют автоматику на железной дороге. Это страшно, и требует соразмерной реакции правоохранителей.
А нам всем сегодня нужно быть бдительными и детально анализировать то, что происходит в стране. Цветочки, шарики, протесты и забастовки умело используют для того, чтобы разрушить нашу страну. Этого допустить нельзя.