Как адаптировать молодежь к жизни в информационном обществе: на диалоговой площадке в Буда-Кошелеве делегаты Всебелорусского народного собрания, представители госорганов и общественных объединений обсудили способы противостояния скрытой манипуляции сознанием в сети

От введения обязательных факультативов или курсов в учебных заведениях по повышению медиаграмотности до изменений в школьной программе и вступительной кампании. Широкий круг вопросов обсудили 15 января эксперты и участники диалоговой площадки, которая состоялась в картинной галерее им. Е.Е. Моисеенко.

Дискуссию в рамках диалоговой площадки вели представители органов исполнительной власти, образования, медицины, агропромышленного комплекса, промышленности и правоохранительных органов. В качестве спикеров выступили главный редактор районной газеты «Авангард», делегат VI Всебелорусского народного собрания Ирина Палубец, педагог Бушевской школы Любовь Городная и директор Уваровичской школы Александр Концевенко, в качестве эксперта – заместитель прокурора Антон Бобылев и заместитель главного редактора газеты «Авангард» Наталья Логунова.

В качестве гостей в диалоге приняли участие заместитель председателя райисполкома Геннадий Вамбриков, начальник РОВД, делегат VI Всебелорусского народного собрания Виталий Подзерун и главный врач Жанна Евтухова.

Участники встречи активно включились в обсуждение, был высказан ряд предложений, подняты актуальные вопросы и способы их решения.

К слову, диалоговые площадки работают сейчас во всех регионах Беларуси, они проходят в рамках подготовки к Всебелорусскому народному собранию и стремятся вовлечь в обсуждение изменений в Конституцию Республики Беларусь и другие законодательные акты максимальное количество граждан нашей страны.

Учиться самим, чтобы нас никто не смел учить жизни.
Повышать медиаграмотность, чтобы не жить по чужим правилам

Ирина ПАЛУБЕЦ:
– Все мы знаем, какую роль социальные сети сыграли и продолжают играть в дестабилизации общественно-политической обстановки в стране. По большому счету, новые медиа стали мощным политическим инструментом в информационных войнах по всему миру. Через соцсети и мессенджеры можно делать революции. Их используют для назначения даты сбора, для тактического реагирования на ситуацию, для продвижения массовой повестки. Благодаря интернету общественное мнение стало гораздо более управляемым и уязвимым для манипуляций, а способы повлиять на него – более скрытыми и изощренными. Методов скрытой манипуляции сознанием через соцсети и СМИ множество. Перечислю некоторые из них.

Возьмем прием подмены понятий, который заключается в использовании благоприятных определений для обозначения действий, которые манипулятор пытается представить в выгодном свете. К примеру, трамповцы, штурмовавшие Капитолий, поскольку решили, что их голоса украли, – преступники, внутренние террористы, а те же белорусы – узники совести, борцы за свободу. В других странах, в том числе в Беларуси, протесты – это право народа, а в США для своих же это право не действует. Довольно эффективно работает прием воздействия через лидеров общественного мнения: музыкантов, писателей, спортсменов, артистов и иных медийных личностей. Все мы знаем, как фанаты стараются походить на кумиров не только в стиле одежды, но и в образе жизни и политических взглядах. Так, оппозиционные СМИ систематически публикуют статьи и интервью музыкантов, активистов и спортсменов, которые имеют «свядомыя» взгляды, вписывающиеся в их идеологию. Не менее эффективен прием одобрения/неодобрения мнимого большинства. Применение данной методики основано на феномене конформизма. Дело в том, что у человека исчезает критичность, если определенная информация вызывает одобрение или неодобрение большинства людей. К примеру, многие сайты очень жестко цензурируют комментарии, допуская к публикации в основном только идеологически совпадающие с политикой сайта тексты. Посетитель портала, видя, что почти все комментаторы единогласны в оценке материала, вводится в заблуждение, что такое мнение господствует в обществе. А учитывая характерный для психологии людей конформизм, он может принять посыл статьи и вовсе за истину. В свою очередь, читатели, имеющие твердые политические взгляды, отличные от поддерживаемой большинством «истины», предпочтут оставить свое мнение при себе. Срабатывает социально-психологический феномен – спираль молчания.

Человеческим сознанием манипулировали всегда, но так эффективно, в таких масштабах, как сегодня, никогда. Связано это со всевозрастающей ролью информационных технологий в жизни общества. Трудные дни августа прошлого года показали, как легко, в том числе взрослые, состоявшиеся люди, не говоря уже о молодежи, поддаются скрытой манипуляции в сети. Как легко можно управлять человеческим сознанием, как легко можно оказаться на краю пропасти в угоду чьим-то геополитическим интересам. Как много среди нас людей, скажу словами Никиты Михалкова, готовых открыть ворота в осажденный город. Но именно в темные времена особенно хорошо видно светлых людей. Их, скажу вам, гораздо больше. Просто они не кричат, не пиарятся. Нас, неравнодушных к судьбе Беларуси людей, очень много. К сожалению, нам не хватает знаний, мы не пиарщики и не политтехнологи – у нас другие профессии. Мы учим детей, обеспечиваем продовольственную безопасность страны, лечим людей. Но, если мы хотим сохранить свою государственность, нам придется учиться. Учиться самим, чтобы нас никто не смел учить жизни. Учиться, чтобы не жить по чужим правилам.

Нам всем нужно научиться жить в этой «новой нормальности». Есть ли смысл с ней бороться? Конечно. Но как? Проблема в том, что не существует правовых механизмов борьбы с данным явлением. Я не говорю сейчас о фейках. Законы не позволяют диктовать средствам массовой информации, на какие новости им делать упор, а какие игнорировать, какую позицию занимать авторам по тем или иным вопросам и сколько раз повторять одни и те же тезисы. Поэтому единственно верным выходом из сложившейся ситуации мне видится повышение медиаграмотности населения, особенно детей и молодежи. На мой взгляд, было бы целесообразно ввести факультатив информационного часа либо даже отдельный предмет в учебных заведениях, программа которого будет адаптировать детей и молодежь к жизни в информационном обществе, рассказывать о скрытых методах манипуляции сознанием. Кроме того, обязательно стоит повышать сознательность родителей.

Думается, что мы должны это реализовать как можно скорее. Наш информационный век демонстрирует, что без новых школьных предметов и факультативов гораздо сложнее подготовить человека к жизни в социуме и уберечь его от современных угроз.

Чем больше ребята чувствуют свою значимость в жизни, тем меньше они ищут эту самую «себязначимость» в социальных сетях


Любовь ГОРОДНАЯ:
– Все мы сегодня живем онлайн. Почему бы и нет? За несколько минут можно найти всё необходимое для учебы, отдыха, хобби, общения. Легко, доступно, дешево! И всё бы было замечательно, если бы не одно «но». События 9 августа 2020 года показали, что не такие уж безобидные эти социальные сети. Каналы с громкими названиями, имеющие своей единственной целью посеять панику и страх, вызвать недовольство действующей властью и ненависть к ее приверженцам, росли буквально как грибы после дождя. А в этих чатах кто? Преимущественно студенты, живущие за счет мамы и папы и по существу ничего еще не видевшие в жизни. Домохозяйки, со скуки не знающие, чем себя занять… Или обиженные своей собственной ленью люди, умеющие лежать на диване и разглагольствовать о лучшей власти.

Спустя сутки я не выдержала и вышла из чата одного из таких каналов – стало скучно и тошно… Потому что у меня иные взгляды, да и, честно сказать, некогда мне все это читать было: у меня дочки, школа и много людей, кому я нужна в жизни, а не онлайн.
Кстати, в списках подписчиков этих «жаждущих власти» каналов оказался и мой бывший одноклассник. Успешный бизнесмен, к слову, достигший высот своего бизнеса именно в годы действующей власти. Увидев мои публикации в социальных сетях с национальным флагом, сперва он пытался меня переубедить, потом осуждал, а когда понял, что бесполезно, принялся запугивать. Запахло буллингом. Благо я не из пугливых – забанила его аккаунт и живу дальше счастливо и спокойно.

А если бы на моем месте была 16-летняя девочка с ванильным мышлением? Как думаете, поддалась бы на манипуляции? Я, как педагог и мама двоих детей, думаю, что да! Почему? Дети очень ведомы, детей манит всё, что блестит. А социальные сети сейчас забиты до потолка этим блеском. И чаще всего мнимым блеском. Я не ханжа, но кто ответит за сломанные ценности? А тема воспитания детей для меня была, есть и будет главенствующей. Я хочу, чтобы мои дочки и все мои ученики в будущем стали достойными, наполненными ментально и эмоционально людьми, поэтому уже сегодня слежу, чем заняты их маленькие жизни. К примеру, в Москве снимают 8-й сезон ток-шоу «Холостяк». Где Москва, а где наши школьники, скажете вы? Поверьте, очень близко. Мои восьми- и девятиклассницы взахлеб убеждают меня, что это будет лучший сезон, так как главным холостяком будет певец Тимати. На минутку, этот молодой человек оставил уже двоих девушек с маленькими детьми. Но он богат, знаменит, у него миллионы подписчиков, и поэтому 16 девушек будут его добиваться, а наши дети с восторгом за этим наблюдать. Это ли не манипуляция сознанием подростков? Так мы воспитываем девочек? Извините, но моя мамская и учительская душа никак не согласится с тем, что человек с антисемейными ценностями может стать завидным женихом. Благо наше телевидение такое не снимает. Однако наши дети «зависнут в паутине» и впитают в себя и это тоже. Так вот как воспитать детей с настоящими ценностями, не лишая их доступа к жизни онлайн?

Дома и в школе мы учим детей не подходить к незнакомцам, не садиться в чужую машину, учим ПДД и безопасному поведению в общественных местах, но так мало уделяем внимания тому, что социальные сети таят в себе много опасностей. Как научиться жить онлайн? Как не запутаться в этом потоке каналов, чатов, новостных лент? Как повысить иммунитет школьников к манипуляциям в сети?

Я уверена, что нужен живой диалог с детьми. Именно наше поколение может научить детей избегать манипуляций в социальных сетях. Я всегда остаюсь в классе с детьми, обсуждаю с ними отвлеченные от школы темы. Как бы это не звучало, но нащупываю их слабые места. И многим из них действительно не хватает живого человеческого общения. Каждые две недели мы с ними ездим на каток, в бассейн, в музеи. Главное условие этих поездок – никаких гаджетов. Я надеюсь, у меня получается показать детям, что и без телефона может быть весело. Важно объяснять им, что не всё то, что пишут, является действительностью. Каждый источник подает нам блюда в виде новостей под тем соусом, каким удобно именно этому источнику, что зачастую искажает объективную действительность.

Считаю, что в каждой школе должны быть созданы свои медиастудии, школьные СМИ. Надо развивать волонтерское движение. Все это даст возможность детям проявить себя, свой потенциал. Чем больше ребята чувствуют свою значимость в жизни, тем меньше они ищут эту самую «себязначимость» в социальных сетях.

Чтобы учащиеся учились критически мыслить, количество часов литературы должно быть больше


Александр КОНЦЕВЕНКО:
– В системе образования накопилось немало проблем. С одной стороны, централизованное тестирование искоренило коррупцию при поступлении, а с другой – вызвало серьезную проблему. Самое ценное сегодня – это умение думать, критически мыслить, а не слепое владение информацией. Мир требует максимально гибкого мышления, сочетания способности к анализу с готовностью принимать решения и нести за них ответственность. Но тестовая система этому не учит. Научиться этому можно на уроках литературы, читая и анализируя литературные произведения, дискутируя. Чтение развивает воображение, память, пополняет словарный запас и расширяет кругозор. Читая книги, человек развивает и свою эмоциональную сферу: учится любить, прощать и сопереживать. Одним словом, мыслит. А ведь в 11-м классе всего 1 урок русской литературы в неделю. Для того чтобы учащиеся учились критически мыслить, количество часов литературы должно быть больше.

Сейчас, наверное, наступил тот момент, когда всё надо наделять большими глубиной и смыслом. А нам, белорусам, есть откуда свою глубину черпать. Ничего и придумывать не надо. У нас такое огромное наследие испытаний и побед, преодолений, сколько труда вложено нашими предками, чтобы нам проще, легче жилось. Ведь только через труд формировалось белорусское общество.

Кстати, о труде. Современные школьники с удовольствием приобщаются к студ-отрядовскому движению. Но, к сожалению, есть ряд проблемных вопросов, которые необходимо обсудить. Работодатели у нас не спешат привлекать школьников к работе, поскольку осознают, насколько высокую ответственность на себя берут, не говоря уже о многочисленных юридических нюансах и правовых нормах. И по факту желающих подработать летом гораздо больше, чем предложений.

Я также считаю необходимым обратить внимание на воспитательную роль образования, точнее, на значение школьной характеристики выпускника. Она потеряла всякую значимость, поскольку не учитывается при поступлении. Исчезла преемственность между учреждениями среднего и высшего образования. Характеристика потеряла свою дисциплинирующую функцию.

Самый лучший ответ на фейк – это правда


Антон БОБЫЛЕВ:
– Информационное пространство стало средой достаточно активного распространения слухов, фейков. На просторах интернета много лжи, которую политизируют, сознательно разносят для дестабилизации ситуации в стране.

Что касается явных признаков ведения информационного противоборства, то к ним можно отнести стремление создать отрицательный морально-психологический фон по каждому конкретному вопросу; драматизацию отдельных общественно-политических событий, повышающую эмоциональную напряженность в обществе; дискредитацию государственных институтов и действующих представителей власти.

Какие механизмы воздействия мы можем использовать для противодействия этому явлению? На мой взгляд, самый лучший ответ на фейк – это правда. Госорганы должны быть открытыми, они должны оперативно реагировать и давать информацию, чтобы не рождались слухи.