Страна партизан, а не предателей
Тема использования бчб‑символики продолжает оставаться дискуссионной на просторах байнета. Казалось бы, непреложные факты времен обеих немецких оккупаций Беларуси в ХХ веке — кайзеровскими войсками и немецко‑фашистскими полчищами, неопровержимые документы и авторитетные заключения историков и архивистов должны раз и навсегда положить конец таким дискуссиям. Однако находятся люди, считающие себя историками, литераторами, экспертами с «особым мнением». В результате истина и правда истории оказываются извращенными, факты начинают соседствовать с фейками, а общая картина становится все более искаженной. И это четко фиксирует беспристрастный индикатор грамотной социологии.
Ценностная подмена
«Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить», — гласит один из тезисов знаменитого «плана Даллеса». И вне зависимости от того, существовал ли этот план на самом деле или был лишь литературным обобщением явных и скрытых намерений ЦРУ, происходящее на постсоветском пространстве полностью подтверждает работу этого тезиса. В том числе на символическом уровне. У наших южных соседей именно так обстояли дела с героической гвардейской лентой, вмиг превратившейся в символ «сепаратистов» и «оккупантов». Аналогичный, но в оценочном плане обратный процесс произошел в Беларуси: возникшая в условиях мощной геополитической турбулентности и существовавшая исключительно в условиях оккупации бчб‑символика, обагренная кровью десятков и сотен тысяч жертв, вдруг стала «национальной» и «исторической», символом перемен и национального возрождения.
Но самое страшное заключается даже не в смысловой эквилибристике. А в том, что сформировалось новое и совершенно обманутое поколение граждан страны, которым конъюнктурные «творцы истории» и просто авантюристы сызмальства внушают искаженную картину прошлого, лишая тем самым их права на достойное будущее.
Обманутое поколение
И это, к сожалению, не журналистская гипербола. Проведенный в преддверии VI Всебелорусского народного собрания по заказу БЕЛТА аналитическим центром ЕсооМ с привлечением фонда «Украинская политика» республиканский опрос общественного мнения «Социальное мышление» показал это на примере анализа отношения белорусов к публичному использованию бчб‑флага. Если отрицательно или скорее отрицательно к подобному отнеслись 62,1 процента опрошенных, то для почти 15 процентов отношение к бчб в той или иной мере позитивное. А еще для более чем 17 процентов респондентов — и вовсе безразличное. В комментарии для «СБ. Беларусь сегодня» директор аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко отметил:
— Есть определенное непонимание людей в отношении этого символа, навязываемого им. Видна большая потребность в разъяснительной работе: тех же грамотных и аргументированных материалах, которые не раз давали «СБ. Беларусь сегодня», национальные телеканалы. Эту работу надо продолжить, чтобы процент адекватно оценивающих бчб‑символику был еще выше.
Содействовать этому может и цикл документальных и художественных фильмов, считает аналитик:
— Нам в наследие от «Беларусьфильма» досталось множество фильмов великих режиссеров советской эпохи: «Или и смотри», «Свояки», «Проверка на дорогах», «Каратели»… И эти фильмы надо смотреть молодежи, совместные просмотры в кинотеатрах и обсуждение этих картин должно вернуться в нашу практику. Мы упустили работу в данном направлении — и в этом наша вина перед нынешними и будущими поколениями. Но у нас есть обширная база, богатое наследие. Причем эти фильмы делали люди, пережившие те времена сами, поэтому это весьма правдивые фильмы.
Сохранение же у части опрошенных симпатий к бчб Сергей Мусиенко объяснил так:
— Когда нобелевский лауреат говорит о том, что она жила в «стране полицаев», — это повод задуматься. Хотя бы о том, что ее окружают люди именно с таким мышлением: дети и внуки полицаев. Значит, они есть — и они же воспитывают в том же духе уже своих потомков. Но мы все‑таки страна партизан, а не предателей. Поэтому должны дать быстрый, адекватный, профессиональный и патриотичный ответ.
Объективный характер «Социального мышления»
С использованием бумажных анкет и планшетов с 12 января по 8 февраля 2021 года было опрошено 9896 респондентов в 108 населенных пунктах всех регионов Беларуси. С неукоснительным соблюдением принципа репрезентативности для граждан от 18 лет по полу, возрасту, уровню образования, типу населенного пункта и региону проживания респондентов. Статистическая ошибка выборки не превышает 2,5 процента.
Ответ по существу
Именно такой ответ — быстрый, адекватный, профессиональный и патриотичный — на этой неделе дал председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей, член‑корреспондент НАН, доктор исторических наук Игорь Марзалюк. Комментируя поступившее в его комиссию коллективное обращение студентов и преподавателей одного из столичных вузов относительно бчб‑флага, парламентарий и ученый не только подготовил оперативный ответ на него, но и озвучил его в эфире телеканала СТВ, дабы снять возможные кривотолки или недосказанность:
— В соответствии со статьей 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. Так что будьте добры действовать в соответствии с законом. Соберите 50 тысяч голосов — будем рассматривать.
В разговоре же со мной профессор Игорь Марзалюк обозначил собственное мнение насчет бчб. Причем весьма конкретное:
— Ходить по городу с символикой коллаборационистов, петь «Магутны Божа», невзирая на контекст его создания, — значит просто оскорблять память всех жертв Великой Отечественной войны. И собственную историю.
Однако пропаганда тех, кто не прочь дестабилизировать ситуацию в нашей стране, в попытке реабилитировать бчб‑символику задействует не только откровенные фейки, но и взгляд на историю бчб… с позиций немецкой стороны. Так, в русскоязычной версии портала известной телерадиокомпании ФРГ Deutsche Welle приведено мнение на сей счет профессора Гиссенского университета Томаса Бона:
— Разрешая бело‑красно‑белую символику, национал‑социалистский режим стремился подчеркнуть различия между коммунистическим Советским Союзом и генеральным округом Белоруссия, где был установлен оккупационный режим. Политика Третьего рейха никак не предусматривала учет интересов белорусского национального движения и его поддержку.
Впрочем, сомнительную роль бчб‑символики в белорусской истории это отнюдь не умаляет. И не только в годы Великой Отечественной войны, но и в период существования БНР, когда бчб был объявлен официальным. «Дэмагогi i людзi юркiя карыстаюцца i абрабляюць свае делiшкi, — не без грусти характеризовал дела в Белорусской народной республике в черновике письма к основателю БНР Антону Луцкевичу его соратник, создатель бчб‑флага Клавдий Дуж‑Душевский. — У цяперашнiх абставiнах Урад БНР, безумоўна, компрамiтуе сябе, а апрача таго i ўсю Беларусь». По сути, то же самое делают и современные почитатели как БНР, так и ее символики.