Для чего нужны книги? Чтобы давать людям надежду. А еще давать силы жить, преодолевать трудности и бороться со своими страхами. Липкими, скребущими, парализующими чувства и волю. Знаете, что я взяла с собой в роддом 15 лет назад? «Раковый корпус» и «Архипелаг ГУЛАГ». Представляете лица медработников? Ну и пусть, главное, что мне так было легче: на фоне мытарств главных героев Солженицына мои страхи и временные трудности выглядели нелепыми и смешными.
А еще книги помогают легче переносить собственное несовершенство. Читаешь и понимаешь, что ты не один такой: слабый и ранимый, неловкий и смешной. Оказывается, многие вполне себе хорошие люди тоже ошибаются, попадают в нелепые ситуации, говорят невпопад или вовсе не находят слов, а потом отравляют себе жизнь, сотни раз проигрывая одну и ту же ситуацию. Ну далеко мне до шукшинского Глеба Капустина, славящегося своим умением «срезать» оппонентов. Что поделать, если не обладаю я волшебным даром поставить на место зарвавшегося собеседника.
В общем, благодаря книгам мы проживаем жизни десятков-сотен, а если постараться, то и миллионов людей. Да что там людей! Цивилизаций! Мы получаем опыт, который вряд ли когда-нибудь у нас будет. Не думаю, что мне предоставится случай выводить самолет из штопора или охотиться на льва. И уж точно никогда не получится поговорить с Петром Первым или Ван Гогом. А хотелось бы. Очень.
Есть много способов обучаться и вдохновляться. И книги среди них. Обычно я читаю одновременно несколько, под настроение. Люблю загибать уголки на страницах, которые особенно понравились, делать пометки на полях. А еще – обмениваться книгами, давать почитать друзьям. Знаю, есть люди, для которых это неприемлемо. Я же не против: книги живут, когда их читают. Так мир становится чуточку лучше, богаче, ярче и добрее. Это преступление – держать их в заложниках на полках. У хороших книг должны быть потрепанные страницы, в которых запутался и теплый июльский вечер, и августовские туманы, и прошлогодний речной песок, и дым от костра, потому что от них нельзя оторваться даже на минутку.
Вот, например, прошлым летом меня пленил Фредерик Бакман, а позапрошлым – Борис Акунин, в 2019-м запоем читала Юлиана Семенова, того самого, что создал легендарного разведчика Штирлица. Так, в романе последнего «Пароль не нужен» я наткнулась на высказывание одного из пяти первых маршалов Советского Союза Василия Блюхера. «Большие неприятности не бывают продолжительными, а малые не заслуживают того, чтобы обращать на них внимание», – сказал однажды он, если верить Юлиану Семеновичу. Мне понравилось. Очень. Я эти слова всегда держу при себе на случай, если вдруг нахлынет отчаяние или безысходность. И, знаете, работает. Вдруг и вам пригодится. Забирайте и пользуйтесь.
С уважением, Ирина ПАЛУБЕЦ