В Беларуси утверждена новая редакция Кодекса об образовании. Закон, подписанный главой государства, определяет основы государственной политики в сфере образования, закрепляет положения, направленные
на повышение эффективности, качества и доступности образования, с учетом тенденций развития современного образовательного пространства и практики применения действующего Кодекса. Подробнее остановимся
на некоторых аспектах.

Так, новая редакция преду-сматривает обязательное получение общего среднего образования, проведение итоговой аттестации по завершении общего среднего образования по отдельным учебным предметам в виде централизованного экзамена. Расширяется сфера применения целевой подготовки, закрепляется такая форма получения образования как дистанционное обучение, регламентируется возможность организации сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования.

По отдельным техническим и медицинским специальностям вводится специальное высшее образование. Появляется новый вид дополнительного образования одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка. Сокращен срок получения профессионально-технического образования: на основе общего среднего образования в дневной форме он составит от шести месяцев до одного года.
Укрепляются социальные гарантии. Так, выпускникам, получившим образование на условиях оплаты, предоставляется возможность получить статус молодого специалиста. А выпускникам из числа лиц с особенностями психофизического развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессионально-техническое и среднее специальное образование, даются гарантии по брони при трудоустройстве.

Кроме того, Указом №23 Александр Лукашенко утвердил Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, а также Правила приема лиц для получения среднего специального образования. В 2023-м году в силу вступят нормы об увеличении в учреждениях высшего образования процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки специалистов по сельскохозяйственным специальностям – до 70% от контрольных цифр приема, по медицинским – до 80%, по иным специальностям – до 60%.

Как эти и другие изменения в образовательной сфере комментируют жители нашего района?

Елена Парфененко,
начальник отдела образования, спорта и туризма Буда-Кошелевского райисполкома:

– В первую очередь хотелось бы акцентировать внимание на изменении самого подхода к определению функции образования. Перед моими коллегами ставится более глобальная задача, чем разностороннее развитие личности. Мы должны помочь юным членам социума научиться использовать полученные знания на практике, сформировать компетенции.

Из позитивных моментов хочу отметить закрепление нормативного финансирования государственных учреждений образования, а также оптимизацию существующих видов учебных заведений, унификацию наименований: «детский сад» вместо целого списка наименований, «колледж» для обозначения учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Среди высших учебных заведений: институт, академия (консерватория), университет. Согласитесь, так будет гораздо проще и понятнее.

Что касается частных учреждений дошкольного и общего среднего образования, в Кодексе заложена возможность финансирования части расходов за счет средств республиканского и местного бюджетов, что позволит урегулировать работу подобных заведений. Предусмотрен запрет на использование в наименованиях юридических лиц, не являющихся образовательными учреждениями, названий «детский сад», «школа», «гимназия», «лицей», «училище», «колледж», «университет», «институт», «академия», если иное не установлено законодательными актами. К примеру, если организация оказывает образовательные услуги, называя себя школой или лицеем, но при этом не проходит аккредитацию в Министерстве образования, какую ответственность она несет за детей или качество предоставляемых образовательных услуг? Непонятно. Поэтому я считаю эту меру оправданной: она позволит упорядочить оказание образовательных услуг.

Наталия Лукьяненко,
директор Узовской средней школы:

– Из положительных моментов хочу отметить возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день, начиная с 5 класса (в данный момент они проводятся только в 9-11 классах). С понедельника по пятницу: школа, факультативы, кружки, музыкальная школа, дополнительное образование – и «рабочие» дни наших деток иногда затягиваются до 8 часов вечера. Шестой школьный день позволит разгрузить учеников.

Кроме того, значительным дополнением считаю внедрение инклюзивных подходов в организацию образовательного процесса, когда ребенок с особенностями сможет обу-чаться в любом учреждении образования и любом коллективе на равных. Мы готовы к подобным изменениям. В нашей школе на данный момент функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы школьного образования. Занятия проводят дипломированные специалисты.

В целом изменения нас не пугают. Обновленный Кодекс на законодательном уровне закрепил образовательные практики, которые планомерно внедрялись в учебных заведениях.

Инна Бука,
учитель биологии гимназии
г. Буда-Кошелево:

– Как педагог и по совместительству мама выпускника, конечно же, с волнением ждала утверждения новых Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, а также среднего специального образования, особенно в части проведения итоговой аттестации по отдельным учебным предметам в виде централизованного экзамена. И поняла, что самое главное – не нужно паниковать. Правила приема будут вводиться поэтапно.

В 2022-м году ситуация для абитуриентов практически не изменится. Из новшеств: на льготы при поступлении в вузы смогут рассчитывать выпускники классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности. Детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, также увеличится процент бюджетных мест на условиях целевой подготовки по нескольким специальностям. А вот уже с 2023-го года для выпускников школ закрепляется возможность поступления в вузы по сертификатам централизованного экзамена. Порядок его проведения будет утвержден Министерством образования. Так что ждем уточнений и старательно грызем гранит науки, чтобы получить льготы при поступлении в вузы. Перечень был расширен и теперь льготами смогут воспользоваться победители университетских олимпиад и отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, а также лица, прошедшие обучение в Национальном детском технопарке. Что касается среднего специального образования, то зачисление абитуриентов будет осуществляться по конкурсу среднего балла аттестата.

С полным текстом Закона №154-З от 14 января 2022 года «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании», а также с новыми Правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования и Правилами приема лиц для получения среднего специального образования можно ознакомиться на нашем сайте.

Анна ЛИТАШ
Фото Ирины Палубец