«Добрый день, вас беспокоит служба безопасности банка» — именно так еще недавно по телефону мошенники начинали расставлять свои сети на доверчивых белорусов. Теперь поняв, что эта уловка больше не работает, стали комбинировать старые и придумывать новые изощренные схемы. Чего только не говорят: представляются заграничными женихами, сотрудниками интернет-магазинов или почты, обещают трудоустройство в США… Как не попасть на удочку аферистов и что такое виктимблейминг, узнали у старшего инспектора ГИОС Солигорского РОВД Олега Зиневича.
Новая «обложка» старой схемы
Только в Солигорском районе за неполные два месяца зафиксировано 23 случая кибермошенничества. Большинство из них — хищения с банковских платежных карт. По словам Олега Зиневича, преступники часто действуют по шаблону или комбинируют уже известные способы обмана.
— Свежий случай: «лжепокупатель» выманил данные жертвы на торговой площадке, используя фишинговую ссылку (ссылку на фальшивый сайт). Затем к делу подключилась «техподдержка», в итоге от имени горожанки не только взяли кредит, но и похитили
средства с ее банковской карты, — рассказывает Олег Зиневич. — Еще недавно эта «служба техподдержки банка» представлялась «сотрудниками Национального банка» или «силовых ведомств», которые якобы вышли на след кибермошенников и их сообщников в банке. Цель у всех этих аферистов одна — выманить под благовидным предлогом конфиденциальные данные для хищения средств с карты или установка программы для удаленного управления.
Низкая осведомленность и неосторожность пользователей — один из главных козырей киберпреступников.
— Правоохранители проводят беспрецедентную информационную работу, но до всех, к сожалению, достучаться не получается, — отмечает Олег Степанович.
«Жених» из Йемена
37-летняя солигорчанка познакомилась в социальной сети с мужчиной, который представился Уильямом. Он уверял, что является гражданином США, но пока служит по армейскому контракту в Республике Йемен. Завязался виртуальный роман. «Жених» признался, что скоро выходит на пенсию и мечтает лишь об одном: приехать к возлюбленной на ПМЖ в Солигорск. А чтобы до его прибытия «невеста» жила в комфорте, якобы отправил ей посылку с $70 тыс. Правда, ее почему-то задержали на таможне в одной из стран. Чтобы получить посылку, нужно заплатить.
Доверчивая женщина перевела порядка $3 тыс. Но их оказалось мало. Когда потребовались еще деньги, она взяла кредиты.
— Такие сказки заканчиваются всегда одинаково — посылка не пришла, «жених» пропал, а «невеста» обратилась в милицию. Выяснилось, что деньги были переведены неустановленному лицу в столицу Турции — Стамбул. Всего женщина отправила мошеннику более 42 тыс. рублей, — поясняет Олег Зиневич.
«Зарплата мечты» на Аляске
Другой жительнице Солигорска во время поисков работы через интернет на глаза попалось объявление о высокооплачиваемой должности сортировщика морепродуктов. Да не где-нибудь, а на Аляске.
В процессе общения с «менеджером» по телефону и электронной почте горожанке сообщили: для подготовки документов на трудоустройство она должна перевести компании $900, затем — доплатить еще 700 «зеленых». Чтобы женщина не думала, что ее
обманывают, ей даже называли предполагаемую дату вылета из конкретного аэропорта. Солигорчанка была уже почти на чемоданах, когда связь с «трудоустройщиками» оборвалась, а телефонный номер оказался заблокирован. Следствие выяснило: злоумышленники из Украины. Всего аферисты похитили у женщины более 4100 рублей.
— По обоим фактам возбуждены уголовные дела за мошенничество, однако рассчитывать на их скорое раскрытие, а уж тем более на возврат средств, — не приходится, ведь злоумышленники находятся за пределами Республики Беларусь, — уточняет старший инспектор ГИОС Солигорского РОВД.
Брат или мошенник?
В конце октября за помощью в Солигорский РОВД обратился 24-летний мужчина: злоумышленник получил доступ к аккаунту в соцсети его младшего брата и, прикинувшись им, выпросил деньги.
— Кибермошенник настолько вжился в роль, что потерпевший не усомнился в том, что общается с родным братом. Поэтому легко дал ему в долг 250 рублей, — рассказывает Олег Степанович. — По просьбе мошенников он перевел на указанный счет сначала 150, а затем еще 100 рублей.
Когда потерпевший понял, что стал жертвой преступления и обратился в правоохранительные органы, деньги уже ушли на счет злоумышленника. Возвратить их так же просто, как он перевел преступнику, невозможно.
Пять признаков мошенничества на торговых площадках:
1. Ваш товар хотят приобрести, не уточняя подробностей, сразу предлагают оплату и предоплату.
2. Покупатель общается исключительно в интернет-мессенджере, чаще всего с иностранного номера.
3. Покупатель сам присылает вам какие-то ссылки.
4. Он же сам вам рассказывает про определенный сервис доставки.
5. От вас требуется ввести данные своих платежных банковских карт.
Виноват преступник, а не жертва
Один из вопросов, который часто остается «за кадром» проблематики киберпреступлений, — виктимблейминг, обвинение жертвы за совершенное в отношении нее преступление.
Потерять по своему незнанию, доверчивости или неосторожности немалые деньги, а также выплачивать кредит, который взяли мошенники, — это серьезный удар для человека, в том числе и для его психологического состояния.
— Жертвам киберпреступлений нужна помощь и поддержка, но никак не насмешки и тому подобное. Неоднократно приходилось наблюдать: пострадавшие стыдятся, что их обманули, стремятся скрыть данный факт, боясь порицания, — подчеркивает Олег
Зиневич. — Это в корне неправильно и не помогает решению проблемы киберпреступности. Нельзя забывать, что пострадавшие стали жертвой, и винить в произошедшем стоит преступника, а не их.
В Беларуси с 22 ноября по 1 декабря проходит декада кибербезопасности. Наиболее распространенные виды мошенничества — вишинг и фишинг. Однако взломы страниц в соцсетях с последующей рассылкой сообщений с просьбой перевести денег также актуальны.
Марина ВАЛАХ,
газета «7 Дней».