Время больших возможностей. Взгляд на Восток

Прошлая неделя и начало нынешней выдались крайне богатыми на позитивные для нашей экономики новости. Введенные Западом санкции привели к потере определенных рынков и нарушению логистических цепочек, но при этом они форсировали процесс экономической интеграции Беларуси, России и Китая. 14 марта Президент Беларуси Александр Лукашенко обсуждал с Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Беларуси Се Сяоюном дополнительные возможности для расширения сотрудничества стран, а в это время премьер-министр Роман Головченко проводил переговоры с руководителем правительства России Михаилом Мишустиным. И уже в этот понедельник, 21 марта, Глава государства согласовал новые кадры на ряд стратегических позиций и назначил Леонида Зайца заместителем премьер-министра, обозначив их основной задачей экспорт. Главная цель– не упустить открывающиеся перед нами большие возможности как на основных рынках (Россия, Китай), так и в других регионах.

Итак, какие же договоренности были достигнуты на прошедшей неделе? Начнем с ситуации с ближайшим партнером. Беларусь и Россия уходят от привязки к доллару во всех энергетических расчетах. Были подтверждены договоренности о стоимости природного газа для Беларуси на 2022-й год, что позволит нашей стране сэкономить около 500 миллионов долларов. Согласованы реструктуризация и рассрочка государственных кредитов, которые предоставлялись Российской Федерацией. Как сообщил министр финансов Юрий Селиверстов, часть платежей по кредитам планируется сместить на 5-6 лет, что позволит нам в данный момент не отвлекать ресурсы на обслуживание обязательств перед партнерами из России. В рамках стратегии импортозамещения Россия вводит для наших предприятий (прежде всего это сферы автомобилестроения,  сельскохозяйственного машиностроения и микроэлектроники) режим максимального благоприятствования. Уже на данном этапе Беларусь своей производимой продукцией может закрыть многие потребности российской промышленности. Но все же по отдельным позициям еще предстоит совместная работа по обеспечению 100% технологической независимости наших стран от внешних поставок. Нужно также отметить, что в первую очередь будут обеспечены потребности внутреннего рынка Союзного государства, остальные ресурсы и продукция будут идти на экспорт в третьи страны. И если учесть, например, только те факты, что цена на сталь (не говоря уже о редкоземельных металлах) в Европе бьет исторический максимум и колеблется пока в районе 1400 евро за тонну и стоимость энергоносителей несравнимо больше нашей (для сравнения: в Беларуси – 128,52 долларов за 1 тыс. куб.м, биржевая цена газа в Европе свыше 1000 долларов за 1 тыс. куб. м), согласитесь, вырисовываются неплохие перспективы для нашей промышленности.

Что же касается Китая, наше тесное сотрудничество подтверждается многочисленными совместными проектами, один из которых – Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Его деятельность направлена на развитие прикладных направлений: электроника и телекоммуникации, машиностроение, логистика, электронная коммерция, хранение и обработка big data, биотехнологии, фармацевтика, разработка новых материалов. Символично, что буквально через день после встречи нашего Президента с Послом КНР в Беларуси, в индустриальном парке был зарегистрирован  86-й резидент – «Научно-техническая компания «Бел Самоед Клауд». Инициатором этого проекта стал крупнейший поставщик облачных решений в Китае. Как рассказали в пресс-службе парка: «Новый резидент будет развивать цифровые финансовые технологии и системы мобильных платежей. Также планируется создать в Беларуси центр электронной коммерции и оказывать белорусским и китайским компаниям услуги в этой области». В досанкционный период Microsoft очень активно пытался продвинуть на белорусском и российском рынках свои облачные услуги, заявляя о надежности, отказоустойчивости и безопасности своих сервисов. Причем расположение центров обработки данных в Западной Европе и США заявлялось как преимущество. Правда, когда против наших предприятий и организаций были введены санкции, Microsoft просто прекратил с ними сотрудничество. Вот такая надежность. Впрочем, это в очередной раз подтверждает, что стране нужно иметь свои мощности, в том числе и для обработки большого массива данных. Да и в целом, что касается IT-сферы, и нам, и России вполне по силам разрабатывать новые программные продукты, как пример, решения российских компаний в сфере информационной безопасности и проектирования вполне успешно конкурировали с западными разработками. Наличие готового иностранного программного обеспечения всех расслабило. И пока мы все его использовали, западные компании дорабатывали свой софт, учитывая выявленные при эксплуатации ошибки, и совершенствовали его. Ну что ж, теперь пришло время для наших «головастиков» попотеть и довести имеющиеся разработки до ума.

Что касается аппаратного обеспечения, требуется время, чтобы разобраться с ситуацией и наладить логистику. Здесь нужна тесная кооперация с китайскими производителями передового оборудования. С учетом того, что Intel и AMD вводят запрет на поставку микрочипов в Россию, а соответственно и нам, а мировой гигант TSMC с Тайваня пока остановил производство российских процессоров «Байкал» и «Эльбрус», США могут попробовать запретить Китаю поставлять оборудование России. Но, исходя из обозначаемой Китаем позиции, кажется маловероятным, что Пекин будет исполнять указания из Вашингтона. Да и серьезные попытки давления на Китай со стороны Америки и ЕС, которые зависят от Китая в плане производства и поставок, могут привести к тому, что наши китайские друзья окончательно решат вопрос со своей спорной территорией Тайванем, где сосредоточено производство комплектующих для IT-гигантов США. А в этом случае  уже западные страны могут столкнуться с нехваткой процессоров, видеокарт, сетевого оборудования, электроники для автомобилей и далее по списку.  Есть еще один немаловажный нюанс. Россия является важным поставщиком материалов для производства полупроводников, компьютерной памяти и литографии микросхем. В России сосредоточено 80% мирового изготовления сапфировых подложек. Их используют в производстве процессоров для наращивания слоев кремния. Санкции могут оказаться обоюдоострым мечом.

Так что работы нам предстоит много. Легко и быстро точно не будет. Но совместными усилиями мы справимся со многими проблемами. Как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Анна ЛИТАШ