Нынешний выпуск в рамках проекта «Бацькаўшчына» посвящен уникальному для нашего края месту. Культурное наследие Недойки выдержало испытание временем и стало для Будакошелевщины символом духовной связи поколений и надежды на возрождение.

Свято-Троицкая церковь, начало ХХ века

Свято-Троицкая церковь, 1941 год
Свято-Троицкая церковь, наши дни

По письменным источникам Недойка известна с XVIII-го века как село в Речицком уезде Минского воеводства Великого княжества Литовского. После 1-го раздела Речи Посполитой (1772 г.) она вошла в состав Рогачевского уезда Могилевской губернии и принадлежала генерал-майору Георгию Ивановичу Хорвату. По ревизии 1858-го года являлась владением помещика Пересвет-Солтана, римско-католического вероисповедания. По переписи 1897-го года в селе проживало 1114 жителей в 150 дворах, действовали хлебозапасный магазин, лавка, 6 мельниц, маслобойня, 2 кузницы, трактир, отделение почтовой связи, приходская Свято-Троицкая церковь, рядом располагались два имения.

Недойка. Свято-Троицкая церковь

Время её основания пока определить нельзя, но в известных ныне списках церквей Гомельского униатского деканата упоминания церкви начинаются с 1767-го года. Сведения о присоединении Свято-Троицкой церкви из унии к православию относятся к 1781-му году. В ревизии 1832-го года приводится описание церкви: «…Холодная, деревянная, с таковой же отдельной колокольней, крепка, покрыта железом, наружность окрашена, а внутренность расписана живописным искусством. Иконостас твёрд, иконы в нём написаны весьма благоприлично. Утварью и ризницей достаточна… Приходских дворов 173, в них мужского пола 846 душ».

25 октября 1847-го года очередным настоятелем к Недойской церкви назначен выпускник Могилевской духовной семинарии, уроженец Недойки Павел Страдомский. В 1865-м году он избран депутатом от благочинного округа. Примечательно, что кроме церковных он имел светские награды: медали в память войны 1853–1856 гг. и за усмирение польского мятежа 1863–1864-х гг., а к 1885-му году «за заслуги по духовному ведомству» был удостоен золотого наперсного креста.

В состав прихода по данным 1857-го года входили Недойка, Еленец, Житонежье, Ивановка, Глазовка, Морозовичи. Всего прихожан числилось 2 168 душ обоего пола.
Со временем здание Недойской церкви значительно обветшало, поэтому в 1864-м году местные прихожане обратились в Могилевскую консисторию за разрешением на постройку новой. В 1873-м году в новопостроенной церкви стали совершаться богослужения. Но, скорее всего, к началу 1890-х гг. она была уничтожена пожаром, поэтому в 1891-м году в Недойке началось строительство новой каменной церкви на средства казны и пособий от местного общества. Окончательно завершилась постройка в 1895-м году.

Недойские прихожане заботились о благоустройстве своей церкви, что не оставалось незамеченным со стороны духовной консистории: в качестве поощрения местным прихожанам не единожды преподавалось Архипастырское благословение.
В 1919-м году из закрытой Гомельской тюремной Александро-Невской церкви в Недойку перемещен священник Стефан Емельянович Цитович. Случившийся в начале 1920-х гг. обновленческий раскол отец Стефан не принял и остался верным приверженцем патриарха Московского и всея Руси Тихона, отстаивавшего старые церковные порядки. Цитович, как служитель религиозного культа, был лишен избирательного права, а во время организации недойских колхозов «Общая работа» и «Гранит» был арестован Гомельским окружным отделом ГПУ и 2 февраля 1930 года помещен в тюрьму Гомеля. 21 февраля 1930-го года приговорен к расстрелу судом-тройкой. В 1989-м году отец Стефан был реабилитирован.

Недойская церковь в 1930-х гг. ещё некоторое время оставалась за верующими, но назначались ли к ней священники, данных не найдено. После ее закрытия использовалась как зерносклад, во время немецкой оккупации здесь располагался склад. При освобождении села осенью 1943-го года внутренняя часть церкви сгорела. В послевоенное время, в 1953-1956-х гг., местные верующие неоднократно обращались в различные инстанции по поводу возврата им пустующего церковного здания, но получили отказ. Немногим позднее в этих стенах разместили культурные учреждения.

В 1990-м году в Недойке была воссоздана религиозная православная община, однако действовала она без государственной регистрации. Местные жители обратилась с ходатайством о возрождении богослужений в бывшем церковном здании. Но в связи с тем, что в здании на тот момент располагались клуб и библиотека, а у общины отсутствовали уставные документы, райисполком первоначально отклонил ходатайство. И только в 2005-м году Троицкая церковь поступила в распоряжение верующих. При благоустройстве прилегающей территории обнаружились два захоронения с останками священнослужителей, которые перезахоронили около алтаря, но кому они принадлежат – достоверно неизвестно. На данный момент здание храма законсервировано усилиями Буда-Кошелевского благочиния, и дальнейшие разрушения ему не грозят.

Редакция газеты выражает благодарность за предоставленные материалы члену Церковно-исторической комиссии Гомельской епархии Сергею Цыкунову и благочинному Буда-Кошелевского спархиального округа протоиерею Сергию Пешко.
Уважаемые читатели, если у вас сохранились старинные фотографии, на которых запечатлены исторические объекты нашего района (действующие и не сохранившиеся до наших дней), и вам есть что рассказать, пишите нам на e-mail: avangard@budakosh.by , также мы доступны в социальных сетях.

Анна ЛИТАШ