В последние годы становится все больше детей, которые нуждаются в коррекционной помощи учителя-дефектолога. Куда обращаться, если ребенок не разговаривает вообще или говорит на своем языке? Какие ошибки допускают родители, слушая советы непрофессионалов? На эти и другие вопросы ответила учитель-дефектолог специального детского сада № 1 Гомеля Людмила ШЕВЧЕНКО.
Одним – массаж, другим – букет консультаций
С каждым годом количество детей с нарушениями речи увеличивается. Открываются все новые речевые группы в детских садах и пункты коррекционной помощи в школах. Среди причин – патология беременности и родов, наследственность и неблагоприятный социальный фактор. Например, в семье с ребенком недостаточно общаются или применяют неправильные формы воспитания.
– Консультации сугубо индивидуальны. Но порой список врачей, у которых нужно пройти обследование или лечение, бывает внушительным – психиатр, невролог, офтальмолог, нутрициолог, отоларинголог, врач-генетик, нейропсихолог, массажист, эндокринолог, ортопед, ортодонт. Я назвала достаточно много специалистов, но не нужно бояться, ведь это не означает, что одному ребенку будут показаны все. Это нормальное явление, когда параллельно работает не только логопед, но и другие специалисты, – объясняет Людмила Шевченко. – Доказана взаимосвязь развития речи и стоп, нарушения щитовидной железы могут вести к нарушениям речи, как и ситуация, когда ребенок дышит ртом или имеет неправильный прикус.
Главное – понять причину задержки речи. Бить тревогу стоит, если ребенок на первом году жизни не вовремя гулит или лепечет, нет первых слогов и слов, не сидит или не ходит в положенные сроки, если пропускает этап ползания или имеет повышенный либо пониженный тонус мышц.
– Нельзя ждать, когда ребенок заговорит. В вашем окружении могут успокаивать – перерастет и все будет хорошо, мол, ленится, весь в папу или дедушку. А если нет? Тогда будет упущено время, – беспокоится учитель-дефектолог Людмила Шевченко. – Малышам нужно давать пространство для познания, он должен знать, что твердо, а что мягко. Порой родители очень долго держат ребенка на блендерной пище, с соской или на грудном вскармливании. Зачастую у малышей бывает нарушена функция глотания, что может повлиять на неправильное произношение звуков. При пережевывании именно твердой пищи участвуют мышцы щек, что создает внутрищечное давление. При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса. Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Это приводит к нарушению звукопроизношения, слюнотечению, ротовому типу дыхания. Яблоки, морковь – своеобразный тренажер для мышц. В моей практике был случай, когда мама кормила ребенка из бутылочки до пяти лет. Такие поступки со стороны родителей только мешают раннему речевому развитию. Как и то, что мамы и папы не обращают внимания на незнание детьми цвета и формы. Возможно, они учат, но выбрали не совсем правильный путь, поэтому у малыша не получается запомнить. В помощь – многочисленные центры раннего развития. Это не только работа со специалистами, но и хороший ориентир для мамы, как развиваются другие дети.
Уберите телефоны
Зачастую на консультацию к логопедам родители обращаются за полгода до того, как их дети планируют идти в первый класс. Взрослые утверждают, что сын или дочь не выговаривает лишь звуки «р» и «л». А порой ситуация оказывается намного глубже – ребенок переставляет слоги местами, не может пересказать сказку, повторить предложение из 4–5 слов, чистоговорку или фразу сложной слоговой структуры: «Велосипедист едет на велосипеде», «Регулировщик регулирует движение». Потом в школьном возрасте у ребенка проявляется дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма).
Учитель-дефектолог с 30-летним опытом объясняет, что всё взаимосвязано. Есть простое упражнение для дошколят под названием «Один-много»: образовать от существительного множественное число – дуб-дубы-много дубов. Это поможет ребенку избежать ошибок при письме в школе. При словоизменении он четко слышит звук «б», а не «п», и на уроке не напишет «дуп». Специалисты объясняют родителям и другие моменты нарушения речи. Это неправильное словоизменение (много снегирёв, пять шубав), словообразование (лимонавый сок), неумение повторить ряд слогов с оппозиционными звуками («га-га-ка», а ребенок говорит – «ка-ка-ка»), путают названия (табуретку называют стулом или креслом), с трудом запоминают стихотворения.
И только после объяснений родители понимают, что дело далеко не в «р» или «л». Работы в этих случаях предстоит намного больше по объему и времени. Ведь речевые нарушения могут привести и к проблемам изучения иностранных языков. Такие детки нуждаются в работе со специалистом в школе, где есть дефектологические пункты. Когда же имеются более сложные нарушения – есть возможность обучаться в интегрированных классах. Папам и мамам не нужно этого опасаться, при правильной коррекционной методике ребенку будет оказана своевременная помощь.
Если у родителей есть вопросы, всегда можно обратиться в Гомельский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ул. Кожара, 13), областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ул. Осипова, 10), отделение раннего вмешательства (ул. Советская, 57) или в поликлинику по месту жительства.
– Мы живем в век информационных технологий, но всё должно быть дозировано. На консультации мама, чтобы спокойно со мной поговорить, дает ребенку смартфон, – приводит реальный пример Людмила Шевченко. – Малыш включает мультики и начинает дергаться, попеременно двигая плечами. Оказывается, мальчик смотрит видео со страшным сюжетом.
А мама рассказала, что так происходит постоянно. Это ведь тоже является одной из составляющих причин нарушения психомоторного развития: ребенок в страхе, мышцы в тонусе, психологический дискомфорт. И какой тогда смысл делать, например, массаж, если мальчик придет домой и всё будет повторяться?
Как понять, что пора обратиться к специалисту:
до года:
- если у малыша в 2–3 месяца нет гуления;
- в 6–8 месяцев нет лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы») и повторяющихся слогов «диди», «пипи», «баба», «тата»;
- к году не произносит слова.
2 года:
- если ребенок говорит слишком мало слов, не строит короткие фразы из 2–3 слов;
- до трех лет активно говорит на своем языке. Понятных и простых слов почти нет.
3 года:
- если вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу;
- не произносит звуки «с», «з», «ц».
4 года:
- не умеет правильно выстраивать предложения, не задает сотни вопросов в день;
- «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» звучат мягко;
- не произносит шипящие.
5 лет:
- не может говорить целыми сложными предложениями, не запоминает стихи, сказки, не придумывает своих историй;
- не произносит «л», «р».
6 лет:
- не произносит правильно звуки;
- не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать сказку, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель