Высоковольтные воздушные линии электропередач (ЛЭП), напряжением 10, 35, 110, 220, 330 кило Вольт, предназначены для электроснабжения городов и населенных пунктов. Из-за большой их протяженности, они часто проходят по сельскохозяйственным полям, по лесным массивам, болотистой местности, вдоль больших водоемов, рек и озер, зеленых насаждений. Для воздушных линий каждого класса напряжения существует своя охранная зона, и чем выше класс напряжения воздушной линии, тем большая устанавливается зона (в метрах) для охраны этих электрических сетей.
Охранная зона ЛЭП представляет собой зону в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны воздушной линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на соответствующее расстояние при классе напряжений:
До 1кВ – 2м;
6 -10 кВ -10м;
20-35 -15м;
110 -20м;
220 -25м;
330 -30м.
Несоблюдение правил работы в охранных зонах линий электропередачи может привести не только к прекращению электроснабжения потребителей, но и к несчастным случаям, в том числе со смертельным исходом. Не исключением стал и 2022 год.
9 августа 2022 года в д. Семигостичи Столинского района Брестской области произошёл несчастный случай на территории зерносклада ОАО «Новая Припять». Водитель грузового автомобиля MAN 1987 года рождения нажал на орган управления подъёмом кузова для выгрузки шрота рапса, а сам вышел из кабины для контроля разгрузки. После полной разгрузки кузова автомобиль начал самопроизвольное движение от места выгрузки сырья в сторону ВЛ-10 кВ с поднятым кузовом. Мужчина побежал к кабине транспортного средства с целью его остановки. В то же время автомобиль при движении прикоснулся правым углом кузова к проводу ВЛ, в результате чего водитель попал под действие электрического тока и был доставлен в реанимационное отделение местной больницы с ожогами 45% кожных покровов 1 и 2 степени.
3 августа 2021 года в н.п. Редишено Шкловского района Могилёвской области при производстве работ комбайном произошло попадание под напряжение помощника комбайнёра при приближении на недопустимое расстояние к проводу ВЛ-10 кВ с сорванным изолятором одной их фаз.
01.09.2020г. в г. Гомеле при проведении разгрузочных работ водителем самосвала строительного треста №14установил автомобиль при выгрузке речного песка в охранной зоне ВЛ-10 кВ приблизился и зацепил провод ВЛ-10 кВ, в результате чего произошел обрыв провода с возгоранием автомобиля. По счастливой случайности водитель успел «унести ноги».
Особенностью электрических сетей выше 1000В является тот факт, что при нарушении нормального режима работы электрической сети, воздушная линия электропередачи (ВЛ) при успешном включении ее автоматикой еще остается в работе , а значит под высоким напряжением. Также, при приближении к неизолированным проводам на минимально допустимое расстояние (0,6 метра), возникает электрическая дуга, через которую человек оказывается включенным в электрическую цепь между высоковольтной электроустановкой и заземленной частью (земля, водоем). Через тело человека и его внутренние органы начинает протекать электрический ток. И в зависимости от сочетания влияющих факторов (величина напряжения электроустановки, сопротивление тела человека, время действия тока на тело человека, окружающая среда) происходит электротравма человека (ожоги 3-4 степени тяжести, нарушение деятельности сердца и легких, смертельный исход).
Земельные участки. Входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил охраны электрических сетей напряжением до и свыше 1000В.
В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья работников сельского хозяйства и строительных организаций, производящих работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи, а также надежной и бесперебойной работы электроустановок не лишним будет напомнить основные действия людей при создании аварийной ситуации.
Проезд машин и механизмов под проводами воздушной линии по проселочным дорогам и вне дорог рекомендуется производить вблизи опор и поперек оси. При этом высота машин не должна превышать 4,5 м.
Запрещается в охранной зоне воздушной линии электропередачи, находиться
обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька,
выполнять ремонтно-профилактические работы на машине, работать при
приближении или во время грозовых явлений.
При падении провода воздушной линии на машину или соприкосновения машины или механизма с проводом, а также при возникновении между проводом и машиной электрического разряда, запрещается какая-либо дальнейшая работа с использованием данного механизма. В указанных случаях водитель, не покидая кабину, должен немедленно остановиться. Если при этом можно освободиться от оборванного провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности наблюдающий, входящий в состав бригады, должен сообщить о случившемся владельцу электрических сетей и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий: водитель — не должен покидать кабину, наблюдающий приближаться к механизму ближе 8 метров.
Если в результате контакта с проводами электрической сети или при возникновении электрического разряда машина загорится, водитель или обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей» Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, и не держась за машину удаляться от нее только прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах на расстояние 8-10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины, при этом необходимо организовать охрану и ограничение доступа сторонних лиц к месту происшествия.
При повреждении воздушных линий, обрыве проводов необходимо незамедлительно сообщить дежурному персоналу Буда-Кошелёвского РЭС по телефону 21121 или 144.
Будьте осторожны, берегите себя и свою жизнь.
Государственный инспектор по энергетическому и газовому надзору Сергей Пантелеенко