Сегодня недостаточно просто делиться опытом и обогащать национальное избирательное законодательство и правоприменительную практику наработками друг друга. Странам, которые смотрят в одну сторону — в сторону мира и глобальной безопасности, созидательного развития во имя нынешнего и последующих поколений, жизненно важно вырабатывать общую стратегию по недопущению вмешательства извне во внутренние дела. Об этом в своем выступлении на Международной научно-практической конференции «Теория и практика избирательного процесса», которая проходит 25 мая в Минске, заявила председатель Совета Республики Национального собрания Наталья Кочанова. 

Она обозначила направления для выработки такой стратегии:

Первое. 

— Необходимо определить с учетом общего видения будущего глобального развития — это современные принципы взаимодействия заинтересованных стран в контексте избирательных процессов. Не нарушая электоральный суверенитет, требуется выработка общепризнанных позиций и подходов, своего рода стандартов как минимум регионального уровня, — акцентировала внимание Наталья Кочанова.

 

Второе. 

— В числе ключевых направлений приложения наших сил должна быть работа по поддержанию в актуальном состоянии избирательного законодательства, при этом уделяя особое внимание электоральной безопасности, включая ее эпидемиологические аспекты. Идеологическим ориентиром призваны служить Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также модельные акты Межпарламентской Ассамблеи СНГ, — заявила спикер Совета Республики.

Третье. Необходимо выработать конкретные совместные шаги по решительному противодействию деструктивному внешнему влиянию на национальные избирательные процессы.

— С учетом накопленного опыта возникает резонный вопрос о целесообразности приглашения международных наблюдательных миссий вроде Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, шаблонный, сугубо негативный отчет которых всем заведомо известен. Аналогичная ситуация и с аккредитацией зарубежных средств массовой информации. Давно пора разрушить монополию таких ангажированных организаций, претендующих на роль истины в последней инстанции, — отметила Наталья Кочанова.

Председатель Совета Республики Национального собрания выразила уверенность, что этому будет способствовать дальнейшее усиление роли и авторитета Миссии наблюдателей СНГ, группы международного наблюдения от ОДКБ и других наблюдателей, которые оценивают выборы исходя из фактического соответствия принятым стандартам, без подгонки отчетов под политическую позицию центров принятия решений:
— Возможно, пришло время подумать над учреждением особой международной инстанции по защите национальных избирательных процессов, которая была бы сродни созданному после Второй мировой войны антифашистскому комитету. Ведь и тогда, и сейчас речь идет об одном и том же — равном праве всех народов на самоопределение, самостоятельный выбор национального пути развития, а подрыв электорального суверенитета является не чем иным, как элементом террористической диктатуры.

Четвертое. Очень важно готовить электоральный резерв — молодежь — к участию в выборах и референдумах в разных статусах: члена избирательной комиссии, наблюдателя, волонтера, обратила внимание Наталья Кочанова:

— Молодые люди хотят видеть перспективы своего участия в выборах. Решению этой задачи могут быть посвящены специально создаваемые электоральные школы,  и нужно, чтобы в рядах обучающихся там были бы и члены молодежных парламентов, в том числе международных и межгосударственных объединений.

Пятое. 

— Безусловно, надо развивать электоральную культуру как неотъемлемую часть политико-правовой культуры общества. Надо учить людей отличать правду от фейков, соблюдать инфогигиену, формировать массовый иммунитет к деструктивным полит- и пиар-технологиям. Политическая информированность и просвещенность — главное оружие в противодействии внешнему вмешательству во внутренние дела страны, — подчеркнула спикер Совета Республики.

Очевидно, что перечисленные задачи не могут быть решены только силами избирательных органов, отметила Наталья Кочанова. Требуется консолидация всех заинтересованных государственных и межгосударственных структур, научных и экспертных сообществ, патриотической общественности, средств массовой информации:

— Наша общая стратегическая цель — обеспечить условия для свободного, независимого определения гражданами будущего своей страны.

ОБСЕ фокусируется на выборах в постсоветском пространстве, оставляя без внимания страны Запада — Карпенко

Карпенко обозначил 4 направления работы для защиты электорального суверенитета Беларуси

Необходимо совершенствовать технологии повышения правовой культуры общества в электоральной сфере – Карпенко

На современном этапе в качестве триггера для кризисов используются избирательные процессы – Кочанова

Избирательные кампании используются деструктивными силами для раскачивания ситуации в стране — Данилович

В СНГ формируются новые подходы по организации избирательных процессов и невмешательства в них – Семеняко

Беларусь и впредь должна оставаться островком стабильности, гражданского мира и согласия — Андрейченко

Сохранив все ценное, в Беларуси не допустили радикальной ломки избирательной системы – Андрейченко

Каждое государство имеет право на свою национальную избирательную систему – Рыженков

Настало время по-новому взглянуть на менторские оценки наших выборов европейскими организациями – Рыженков

sb.by