Удивительный Туров! Сюда едут паломники из дальних мест, а также увлекающиеся историей люди и вдохновленные полесской природой и традициями. Мы сделаем три остановки в городе, во время которых попытаемся найти ответ на задачку: как могут каменные кресты плыть по реке, да еще против течения, и расти из-под земли, словно деревья.

Из реки выйдут

Первая остановка — Всехсвятская церковь. Видеть такой красоты храм мне раньше не приходилось. А он еще и деревянный, создан в 1810 году. Маленький, уютный, считай, домашний. По некоторым данным, в XII веке на весь Туров было около 80 храмов и 4 монастыря! Почти в каждом дворе — свой. Многих из них уже нет, а Всехсвятский выстоял в годы и антирелигиозного террора, и военного лихолетья.

Долгое время здесь проходили в основном заупокойные службы, ведь церковь находится на территории кладбища. Теперь она действующая и открыта для всех. В Турове понимают, что древние храмы — это не только дома молитвы, но еще и туристические объекты.

Место намоленное, икон чудотворных в небольшой церкви — много. Большой каменный крест X века среди рисованных образов кажется сначала чужеродным, но по-доброму одухотворяет его, на мой взгляд, укрывающий святыню расписной рушник. Солнечные лучи не попадают на камень, поэтому при прикосновении он будто обжигает холодом, но только на секунду. Ваша рука передает ему свое тепло, и он, кажется, откликается. Раньше здесь стояли два каменных исполина, но другой перенесли в Кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. Это — вторая наша остановка.

Спрашивать, как к нему добраться, не нужно — золотые купола издалека видны. Да и вообще в Турове, как по мне, все находится близко.

Собор — новый, его торжественно освятили 10 лет назад. Но! Возведен он на месте разрушенного еще в XII-XIII веках. Каменный крест установили на соборной площади. Интересно, что на улице его масштабы будто увеличиваются: двухметровый великан, наверное, весит не меньше тонны. Такие, как он, называются «голыми», так как стоят под открытым небом.

Интересно, что туровчане эти каменные кресты прозвали «отец» и «мать». А того, что из земли стал показываться, — «сын». Но теперь уже и второй «сын» подрастает. Едем восхищаться всей «семьей».

Из-под земли взойдут

Третья остановка — Борисоглебское кладбище. Свое название погост получил от одноименного монастыря, который находился здесь в XII веке. Именно в нем жил в затворничестве наш златоуст Кирилл Туровский, здесь же был погребен. Есть легенда, что на территории монастыря захоронены сыновья Владимира-Крестителя — Борис Ростовский и Глеб Муромский. В их смерти обвиняют первого туровского князя, сводного брата, Святополка Владимировича.

Сюда мы приехали, чтобы увидеть, как могут расти каменные кресты. Эта достопримечательность входит во все туристические маршруты, поэтому для подсказки при входе на кладбище стоит указатель, как найти это чудо. Да и без него видно то самое место. Посреди небольшого погоста находится навес, украшенный разноцветными лентами. К нему ведет дорожка. По ней лучше идти медленно, чтобы не пропустить еще одно каменное чудо. Один из крестов находится под навесом, второй, что только выбивается из-под земли, притаился у одной оградки.

Говорят, на туровскую землю эти кресты приплыли из Киева в X веке. Пытаюсь представить, как их несли воды вначале Днепра, а затем Припяти, причем против течения! Возможно, то, что «кресты приплыли» — всего лишь красивая метафора, какие часто используются для создания легенд. А на самом деле прибыли к нашим берегам они не сами по себе, а, например, на плавучем средстве. Или сделаны киевскими мастерами для туровчан. Согласно преданию, крестов было 10 или 12 — по числу апостолов. Люди подняли их из реки и установили на берегу, молились им, пока большевики не сбросили каменные святыни снова в Припять, избавляя полешуков от богобесия.

Здесь позаботились о паломниках: перед каменными крестами положили коврики, чтобы удобно было на колени опускаться и прикладываться к святыням. Если у вас нет экскурсовода, то всю информацию о чудотворных крестах можно прочесть на стендах, как и про исцеления, которые от них получили люди, пришедшие в эти места и молящие о помощи. Говорят, что не каждому Фоме неверующему эти камни даже показываются. Осталась история про одного столичного корреспондента, который хотел написать разоблачительный материал про чудо-кресты: зря бродил по погосту, не увидел то, что искал.

Каменный крест меня за мой скептицизм, наверное, простил, разрешил даже дотронуться и ощутить его тепло. На улице было жарко — больше + 20, прогрелся. Хотя, по рассказам очевидцев, возле него даже зимой снег тает. Загадка природы или великое чудо? Могут ли камни расти из-под земли, да не только ввысь, но и вширь? Измеряющие их верующие уверяют, что да. Они убеждены, что так сбывается завещание святого местного Мартина, который при жизни лечил людей и после смерти обещал явиться и дальше служить верующим. Не так давно даже его колодец нашли и облагородили. Также говорят, что здесь закопан один из приплывших в X веке крестов, утопленный снова большевиками. После всплытия его спрятал на кладбище мужчина, а сейчас намоленный камень пробивает себе дорогу к свету.

Аграрии и саперы же знают, что земля часто выталкивает из себя различные предметы, в том числе и камни. Это не волшебство, а результат промерзания и размерзания почвы. Уберешь по осени камни с поля, а по весне еще больше их там найдешь. Но кто знает, может, туровские кресты — особенные и подчиняются пока неизвестным науке законам.

Что еще стоит увидеть?

Туров следует включить в свой список путешествий не только из-за чудо-крестов, Белорусское Полесье — это еще и удивительные люди, и природа. Припять манит к себе рыбаков, во время ее разливов (река еще не вошла в свои берега после весенних паводков) здесь очень много туристов-водников. Еще сюда стремятся попасть бердвочеры со всего мира, ведь Туровский луг — отличное место для пернатых. Ну и, конечно, нельзя уехать из древнего Турова, не отведав фирменные молочные продукты.

Внутрь собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских тоже интересно зайти. Там можно увидеть напрестольный Туровский крест, который был восстановлен по поручению Президента и передан им лично в 2021-м году в дар. История его воссоздания началась 60 лет назад, когда во время раскопок местного городища были найдены четыре свинцовых изображения — Пресвятой Богородицы и трех святых, которые, по предположению ученых, имели отношение к главной святыни Туровской епархии — воздвизальному (напрестольному) кресту кафедрального собора Турова, разрушенного землетрясением в первой половине XIII века.

БелТА