Глава государства отреагировал на информацию о том, что в Беларуси якобы начали строить лагеря для размещения бойцов ЧВК «Вагнер». «Мы пока никаких лагерей не строим. Но если они захотят (я так понимаю, они смотрят отдельные территории), мы их разместим. Ставьте палатки, пожалуйста. Но пока они находятся в Луганске в своих лагерях. И как мне сказал вчера звонивший Пригожин, кто-то контракт с Минобороны с Шойгу подпишет. Но, говорит, самое главное, мои ребята уже по полгода — по году не были дома. И мне было важно с Путиным договориться, чтобы он их не трогал. Он пообещал, выполняет свое обещание. Они хотят поехать в семьи. Ну ради бога», — обратил внимание Президент.
Молодец Путин, вчера сказал: «Если кто-то не хочет контракт заключать, воевать там и прочее — хорошо, вы свое отвоевали», — отметил глава государства.
Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что никаких лагерей в Беларуси для «Вагнера» не строят. «Мы им предложили одну из заброшенных частей. Пожалуйста — забор есть, все есть. Ставьте палатки. Чем можем, поможем. Пока определятся, чем им заниматься», — добавил он.
В Беларуси не будет пунктов по набору в ЧВК «Вагнер»
Как сообщалось ранее, в Беларуси готовы при необходимости помочь с размещением в Беларуси бойцов ЧВК «Вагнер». В стране в данный момент находится и руководитель этой компании Евгений Пригожин. Однако это не значит, что в Беларуси появятся пункты по набору в ЧВК.
Если кто-то и хотел служить в «Вагнере»… Там, кстати, есть один. Дима. Он мне назвал его. Один из руководителей «Вагнера». Наш, белорус, бывший военный. Прекрасно, говорит, служит. Мы его повязать не можем. Мы никого удержать не сможем. Хотите там зарабатывать деньги немалые… Но должны понимать, что каждый день ты ложишься спать в обнимку со смертью. И автомат под голову», — сказал Александр Лукашенко.
Поэтому нам не надо открывать никакие пункты по набору «Вагнера». Я думаю, их и не будет никогда. Вот на сей момент, я полагаю, что никаких пунктов нам открывать не надо и их не будет. А кто захочет там служить, они найдут туда дорогу», — заявил Президент.
«Никакого кровопролития». Лукашенко о главном условии для Пригожина
Одним из главных условий для ЧВК «Вагнер» и Евгения Пригожина было отсутствие каких-либо жертв, особенно среди гражданского населения. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на церемонии вручения погон высшему офицерскому составу, раскрывая подробности переговоров 24 июня с руководителем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным, передает корреспондент БЕЛТА.
«Разговаривая во второй или третий раз, я его предупредил. Я уже вижу, что он готов отступиться, но я его предупреждаю: «Евгений, никакого кровопролития. Как только ты нарочно (ненарочно) убьешь хоть одного человека, особенно гражданского, — все, никаких с тобой переговоров не будет и я с тобой разговаривать не буду». Он мне поклялся. У нас, говорит, такой цели нет, и я Вам клянусь, что этого не будет», — пояснил глава государства.
После нескольких раундов переговоров Евгений Пригожин в итоге отказался от своих первоначальных требований. «Он мне сказал: «Александр Григорьевич, я не буду требовать от Президента, чтобы он отдал Шойгу и Герасимова, и встречи даже просить не буду», я говорю: «Ну и хорошо. Это очень хороший шаг. Не надо в этой ситуации, напрягая обстановку, требовать неисполнимое», — рассказал белорусский лидер.
Следующее условие, о выполнении которого договорились обе стороны, — это остановка дальнейшего движения колонны ЧВК на Москву.
В пятом часу вечера он мне позвонил и говорит: «Александр Григорьевич, я принимаю все Ваши условия. Но что мне делать? Останавливаемся — они начнут нас мочить». Я говорю: «Не начнут. Я тебе гарантирую. Это я беру на себя». В контакте были с руководством России, ФСБ занималось в основном этим вопросом, с Бортниковым. Я просто настоятельно просил этого не делать. Бортников умный человек. Он сказал: «Александр Григорьевич, ну я же не дурак, я же понимаю, что может быть», — сказал Президент.
Александр Лукашенко продолжил: «Если они где-то остановятся, колонна сожмется…Она в кучу соберется… Чтобы не было, знаете, желания и искушения взять и ее тут накрыть. Пообещали: этого не будет. Я и сказал Пригожину: «Это — гарантия» — «Что дальше?» — «Вплоть до того, что я выведу тебя в Беларусь и гарантирую тебе полную безопасность. И твоим ребятам, которые вот сюда продвинулись этой колонной». — «Да, я Вам верю. Я верю». — «Хорошо, в этом направлении будем действовать».
Действовать, как объяснил Президент, надо было быстро и решительно, потому что и по пути в Москву, и возле Кремля уже был выстроен рубеж обороны, и если бы вагнеровцы дошли до него, столкнулись бы на этой черте с силами обороняющихся, то пролилась бы кровь.
«Я говорю (Пригожину. — Прим. БЕЛТА): «Хорошо. Бортников этим занимается. Тебе надо с ним связаться» — «Он не берет трубку» — «Возьмет. Через 20 минут звони». Попросил Ивана Станиславовича (Тертеля, председателя КГБ. — Прим. БЕЛТА): срочно, говорю, найди Бортникова, пусть мне позвонит. Он позвонил. Я говорю: «Александр Васильевич, обязательно возьми трубку, если тебе позвонит Пригожин». У него, конечно, внутри все клокочет. Я говорю: «Слушай, отложи все в сторону и сделай, как мы с ним договорились». Они переговорили. Он развернул колонну, и они пошли в свои лагеря в Луганскую область. Они ушли в лагеря», — раскрыл подробности глава государства.
В дальнейшем разговоре с Президентом России Владимиром Путиным он еще раз попросил не допускать силового разрешения ситуации. Тот пообещал и договоренности выполнил. «Смута таким образом была предотвращена. Опасные события, которые могли быть, были сняты. Гарантии безопасности, как он (Путин. — Прим. БЕЛТА) вчера сказал, пообещал, были предоставлены», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Если рухнет Россия, мы останемся под обломками
Если рухнет Россия, то под ее обломками окажутся и Беларусь, и ряд других стран постсоветского пространства. На этом тезисе Президент Беларуси Александр Лукашенко акцентировал внимание, раскрывая подробности переговоров 24 июня с руководителем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным и мотивы своего активного участия в урегулировании ситуации, передает корреспондент БЕЛТА.
«Нет в этом деле героев. Нет. Это я вам искренне говорю. Мы с Путиным виноваты, что не приняли вовремя меры. Поэтому никто себя здесь героем не считает. Да, мы остановили плохое развитие событий. Возможно, чудовищное событие. Параллельно примерно в 11 часов первое наше было совещание с силовиками. Я потребовал, чтобы все войска были приведены в полную боевую готовность. Всякое может быть. И позвонить Шойгу (министр обороны России Сергей Шойгу. — Прим. БЕЛТА), спросить, что надо. Мы союзники. Остаться в стороне не можем», — сказал глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что очень доволен действиями силовиков в Беларуси, тем, как они разворачивались на фоне ситуации в России: «Милиция и другие. Мы очень быстро поняли, что происходит, и были готовы действовать. Все вы — командиры направлений, частей и так далее».
«Если рухнет Россия — это цитата моя, я говорю главам государств на всех совещаниях, — если кто-то думает, что кому-то будет хорошо из-за того, что в России плохо, забудьте! И цитата: «Если рухнет Россия, под обломками будем все мы». Если кто-то этого не понимает, задумайтесь над этим. Покопайтесь в истории», — подчеркнул белорусский лидер.
Кроме того, Александр Лукашенко назвал Россию центром общей цивилизации. «Как бы нам ни хотелось, как бы мы щеки ни надували, что мы вот такие-сякие… Да, мы такие, мы особенные, мы независимые, у нас есть свои планы, свои мысли и прочее. Но это общая наша цивилизация. Восточнославянская цивилизация. Почему нам спокойно смотреть, как нас должны сломать? И с внешней стороны, и из внутренней. Поэтому это большая задача, которую мы должны решать», — сказал он.
Еще одна причина в том, что Россия является союзником Беларуси. «Мы подло себя вести не можем в этом плане. Без России нам бы была хана в этой сложной обстановке. Сейчас только производи. В «Гомсельмаше» не знали, что делать. Сейчас и казахи, и россияне — очередь. Уже вице-премьер говорит: «Не успеваем комбайны делать». Тракторы, машиностроение. Даже станкостроение, которое у нас не на американском уровне, но на приличном. Станки, станки — только дай. Все Россия готова покупать и платит деньги. Согласились, что мы за газ их и нефть будем рассчитываться российским рублем. То есть мы зарабатываем рубль. Нам уже доллар не надо там где-то искать, менять. Российским рублем. В общем, много уступок. Непросто было. Но должен отдать должное Президенту Путину: все, что я просил, он сделал», — заявил Александр Лукашенко.
Президент отметил, что на Россию завязаны и вопросы общей безопасности, включая размещение в стране ядерного оружия. «Поставка ядерного оружия, что еще, может быть, наши люди не очень понимают, это гарантия нашей безопасности», — сказал он. В Беларусь поставляются также образцы передового российского вооружения. «Он (речь о договоренностях с Президентом России. — Прим. БЕЛТА) отдал ракеты к «Искандерам». И поставил новейший «Искандер» с завода. Поэтому, чтобы вы понимали, это наша безопасность», — подчеркнул глава государства.
Позиция Александра Лукашенко заключалась в том, чтобы не допустить кровавого столкновения. «И мы успели буквально за полчаса до этого, закончив переговоры. И он (руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. — Прим. БЕЛТА) остановился. Они уже готовы были воевать, применять оружие. И то, что перекапывали там дороги, ну это просто смех. Я уже говорил о том, что эта смута перекинулась бы сразу на Беларусь. И помогли бы эту смуту перекинуть к нам. Знаете кто», — отметил Президент.
Александр Лукашенко обратил внимание на еще один немаловажный момент: «В России в обществе под плинтусом сидит очень много. И там против них еще не развернули работу, как мы сейчас зачищаем. Где-то вякнул — посмотрели, 2020-й год, проверили, иди сюда. Там еще этого нет. И уже, знаете, в Москве, сейчас это известно, уже некоторые клопы эти и таракашки повылазили из-под плинтуса. Поэтому моя позиция вытекала и из этого».
Кроме того, активизировались российские зарубежные беглые: «Помните, эти ходорковские, касьяновы». «Ну, а наши… Ну что вы! Момент! Поэтому я и это предвидел. Страха никакого перед ними не было. Слушайте, какой район они захватят? Пусть попробуют».
«Но самое страшное для нас: если бы пошла эта смута, на Западе мгновенно этим бы воспользовались. Вы же знаете, что американцы хотели ввести буквально в этот день — пятница — суббота — очередные санкции против «Вагнера». Сразу отложили и заявили: если введем, то они руководство России будут поддерживать, — заявил глава государства. — Поэтому упрекать меня в том, что я тут опять помогал и прочее, не надо. Мы видим их позицию».
Лукашенко о ситуации с ЧВК «Вагнер»: не надо никого сажать, надо остыть и перевернуть эту страницу
«Главное, уважаемые друзья, это вывод и уроки, как я всегда говорю. Вывод: это была бы война на два фронта. Это не Пригожин. Пригожин — спусковой крючок. Началась бы эта смута по всей России. И это был бы открыт второй фронт. И тут действительно, как во времена гражданской войны. Еще раз повторяю, и это самый главный вывод: ни Путин, ни Лукашенко не герои. Мы делали свою работу. Но многое упустили. И даже не упустили, а не придали значения этому, — сказал Президент. — Сейчас никого не надо сажать. Это я просто обращаюсь к россиянам — ура-агитаторам и патриотам. Не надо никого сейчас сажать, не надо никого расстреливать. Надо остыть и перевернуть эту страницу. Придет время, если будет необходимо, вернемся к этой истории. Но сейчас надо остыть. Не надо накалять обстановку и кого-то упрекать».
По словам Александра Лукашенко, сейчас очень непростые времена: «Давайте будем исходить из того, что это только начало. А кто из вас сейчас встанет и скажет, что все, закончено, пойдем руки мыть, обедать, выпивать? Никто не скажет. Давайте будем исходить из худшего, что нас ждут непростые времена. Увидев это, западники — они тоже сделают определенные выводы, и для них будет урок. Они скоординируют свою работу, сконцентрируют и будут наносить удары по самым больным местам. И нам нужно, как вчера Путин сказал, действительно единство нашего общества. Поэтому времена непростые».
Президент уверен, что произошедшая ситуация — это урок всем. «Нам надо быть внимательнее к таким военным коллективам, если мы их породили, как, допустим, ЧВК «Вагнер» и другие. И нам надо вовремя реагировать на их просьбы и запросы. Вовремя встречаться. Их тоже надо ориентировать и поддерживать. Это большой урок», — сказал он.
О своем участии в ситуации с «Вагнером»: я не посредник, потому что это наше Отечество
Многие говорят: вот, Лукашенко — посредник, молодец, там памятник (ему надо поставить. — Прим. БЕЛТА), герой и так далее, и тому подобное. Послушайте, мне не надо никаких памятников и героев. Вы знаете мое отношение к памятникам. Я это вообще плохо воспринимаю. И по посредникам: я никогда не просился в посредники. Я вообще не приемлю посредничество, я ненавижу его. Потому что, сколько я работаю Президентом, нас все душат, душат, душат… Сколько Президентом, все душат. Санкциями, еще чем-то, пытаясь наклонить. А в это время они же с другой стороны заходят: «Мы готовы быть посредниками». Кто за деньги, кто из-за политики какой-то, страдают амбициями политическими. Я ненавижу. Вот 25 лет назад я возненавидел это посредничество», — заявил глава государства.
Я не посредник. Я — такой же участник этих событий, как Президент Путин. Потому что это наше Отечество. Еще раз повторяю. Поэтому если кто-то там в России, а я это слышу, говорит о посредничестве Лукашенко, никакого посредничества! Это такая же проблема наша, моя, как и Президента Путина и россиян», — подчеркнул белорусский лидер.
Беларусь не отмахивается от угрозы со стороны боевиков, которых готовят в Польше и Литве
Президент Беларуси Александр Лукашенко завил, что Беларусь не отмахивается от потенциальной угрозы со стороны боевиков, которых готовят в Литве, Польше и других недружественных странах. Об этом глава государства сказал после церемонии вручения погон высшему офицерскому составу, которая прошла с участием представителей СМИ и политологов, передает корреспондент БЕЛТА.
Лидер ЛДПБ Олег Гайдукевич задал главе государства вопрос, касающийся подготовки боевиков в таких странах, как Польша и Литва, для деструктивной деятельности по отношению к Беларуси. На это, по его словам, затрачиваются значительные средства, и чтобы оправдать эти траты, данные группы должны будут совершить конкретные действия. В связи с чем Президента спросили, как Беларусь реагирует на подобного рода угрозы.
Мы к этому готовимся, насколько это возможно, — ответил Александр Лукашенко. — Вы же понимаете, что все просеять невозможно. Это очень большая, тяжелая и затратная работа. Но это главный для нас вопрос — для спецслужб. Ладно, они там бряцают языками: сутки повякали — на другие сутки все видят, что это вранье. А здесь мы не отмахиваемся от этого».
Президент отметил, что немалое число таких боевиков погибли на фронте, в том числе в столкновении с ЧВК «Вагнер»: «Рассказывают друг другу, родственники у них здесь у некоторых. Звонят, говорят: невозможно голову поднять».
Немало их погибло. Воевать не хотят. Они же видят, и родственники им рассказывают, родители про Беларусь и про то, как тут живут…» — заявил глава государства. Он обратил внимание на то, что Беларусь не закрывала границу, остается открытой для прибытия граждан из других стран, в том числе для украинцев, которых только за последнее время прибыло к нам около 30 тыс. человек.
«Мы же им не закрываем проезд. Они удивляются. Полмиллиона литовцев, поляков, немцев. Чего они к нам так идут?» — задал риторический вопрос Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что во многих ситуациях Беларусь оказывается в более выигрышной позиции, чем оппоненты, например, в разрешении кризиса с мигрантами на границе.