Наш электоральный суверенитет
— Это не только правовое просвещение избирателей, обучение потенциальных организаторов выборов, но и подготовка, а также привлечение на выборы экспертов в сфере избирательного права и процесса, которые традиционно представляют миссии международных наблюдателей от СНГ, ШОС, ОДКБ.
В современных условиях необходимо активизировать национальное экспертное сообщество, потенциал которого будет использоваться в образовательных программах, в работе с населением, а также при формировании мнений об организации выборов в стране.
— В настоящий момент прорабатывается вопрос создания при ЦИК постоянно действующего научно-экспертного совета по вопросам избирательного права и технологий.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
— Очень важный аспект избирательной системы — так называемый электоральный суверенитет. Впервые этот термин появился в проекте Концепции национальной безопасности. И здесь мы видим ряд важных направлений работы. Первое — поставить заслон (финансовый, информационный, технический) любому внешнему воздействию на избирательную систему. Второй момент — повышенные требования к кандидатам.
О дате проведения первого заседания ВНС
— После завершения этой важной электоральной кампании у нас отводится около 60 дней для того, чтобы провести установочные сессии Советов депутатов всех уровней, выдвинуть кандидатов и избрать членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. И далее нам надо будет сформировать ВНС.
Не позднее 25 апреля 2024 года должно состояться первое заседание Всебелорусского народного собрания.
О международных наблюдателях
— Пока рано говорить о том, какое будет их количество и кто будет представлен. Скорее всего, представлены будут международные организации, участником которых является Республика Беларусь, отдельные страны в индивидуальном порядке, персонально какие-либо эксперты. Мы активно работаем со Всемирной ассоциацией избирательных органов, которая включает в себя 111 стран. Могу сказать, что международные наблюдатели в единый день голосования будут.
О Концепции цифровизации избирательной системы
— Концепция практически разработана, она станет своеобразной дорожной картой, которая определит, что мы будем делать, на что нацелены и какие цифровые новации станем внедрять в избирательный процесс. Это длительный процесс, требующий определенных и временных рамок, и финансовых затрат. Поэтому избирательная кампания 2024 года и президентская кампания 2025‑го будут пока проходить традиционно.
О защите работников избиркомов от экстремистов
— В избирательной кампании участвуют около 70 тысяч активистов. Раньше информация обо всех этих гражданах, которые работают на общественных началах, выкладывалась в общий доступ, и это становилось почвой для организации разного рода буллинга, угроз и прочего. Теперь этого не будет, в законодательство соответствующая норма заложена. Но это не значит, что люди будут безымянными: придя к себе на избирательный участок, вы увидите членов избирательной комиссии с соответствующими бейджами.
Об агитационной активности кандидатов
— Я бы порекомендовал общественным объединениям, в том числе политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам, которые путем сбора подписей могут выдвинуть тех или иных кандидатов, проявить активность и рассказать о своих кандидатах — через средства массовой информации, через встречи, интернет, иные формы. После регистрации инициативной группы по сбору подписей за выдвижение того или иного кандидата можно формировать избирательный фонд и использовать его средства уже в период сбора подписей граждан.
О календарном плане нынешней кампании
— Исходя из установленной ЦИК средней численности избирателей областными и Минским городским исполкомами будут сформированы и представлены в Центральную комиссию предложения по образованию избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей. К концу сентября мы планируем принять соответствующее постановление. На местах не позднее 1 ноября будут образованы избирательные округа по выборам в местные Советы депутатов.