Главное, что нужно знать о Евгении Капбе: он человек нестандартный. Даже говорит раза в два быстрее обычного — сказывается то ли смешанный белорусско-абхазский темперамент, то ли желание побольше сделать и успеть, причем максимально разнообразно и оригинально. Попробовать себя в работе с ленточной пилой, на автомойке, в школе и в газете — пожалуйста. Написать про молодого поручика времен Российской империи? Без проблем, но непременно в атмосфере стимпанка. Рассказать про советского журналиста, прожив при Союзе только первые полгода жизни? Легко: историческое образование и неуемная фантазия помогут. Фантастической историей «Акула пера в СССР» заинтересовалось известное московское издательство, и популярный интернет-автор вышел на бумажный простор.
Вырос без телевизора
Чтобы хорошо писать, нужно много читать — Евгений Капба с самого детства будто специально следовал этой истине. Впрочем, скорее, благоволили к такому занятию жизненные обстоятельства. Родители — педагоги, дедушка — абхазский писатель-биограф, бабушка — известный в белорусском дошкольном мире композитор-песенник и сценарист. Да и в 1990‑е, когда подрастающее поколение тоннами поглощало тогдашнюю телевизионную продукцию (временами очень спорного качества), Жене поглощать было нечего. Папа, трезво оценив состав контента, с кавказской решительностью выбросил телевизор из дома. И парень стал читать. Все, что видел, находил, до чего могли дотянуться детские и подростковые руки.
— Кроме дамских романов и специальной литературы! — придирчиво уточняет писатель. — Особенно уважал приключения.
К 10‑му классу районная библиотека была покорена. К тому времени Женя уже усиленно создавал и записывал собственные сюжеты. А в 11‑м классе его первый рассказ опубликовали:
— Это была история о парне, у которого ничего не ладилось. И вот однажды он видит объявление, предлагающее лекарство, которое максимально собирает в кучу твою жизненную энергию, способности. У тебя все получается, но ты расплачиваешься за это, принимая лекарство, которое притянет черную полосу. Юноша выпивает плохую таблетку, чтобы после компенсировать последствия хорошей. У него получилось, все было прекрасно, а потом он вдруг обнаружил, что выпил аспирин, а хорошая таблетка оказалась нетронутой. И все положительное он сделал своими силами.
«Сегодня писателем может стать каждый»
Немного пометавшись между тремя вариантами будущего, Евгений отказался от карьеры священника или военного и стал историком. Впрочем, магистр исторических наук успел попробовать себя почти в паре десятков профессий:
— Я был гидом, ведущим мероприятий, грузчиком, автомойщиком, помощником оператора ленточной пилы, водителем, сторожем, официантом, помощником бармена, оператором ЭВМ… Рабочих мест хватало. После университета вернулся в свою родную школу, отдал ей несколько лет, и, надо сказать, по детям я скучаю. С ними мне удавалось находить общий язык и интересно проводить уроки.
А с 2020 года Евгений Капба стал полноценным журналистом Речицкой районной газеты «Дняпровец», с равной увлеченностью рассказывая и об интересных людях, и о почти героической борьбе местных коммунальщиков с канализационной аварией.
Последние три года у Евгения — эпоха «активного писательства». Он сотрудничает с известным сайтом, где авторы постепенно выкладывают главы своих произведений, а подписка на них и интерес читателей помогают монетизировать творчество. Такое партнерство дало новый стимул авторской работоспособности. Если одну из своих историй он с перерывами создавал десять лет, то «Акула пера в СССР», новые главы которой ждали и требовали читатели, родилась за полтора месяца.
— Я сам больше люблю печатные книги, — признается Евгений. — Но здесь дело вкуса и восприятия информации. Кто-то предпочитает читать электронные варианты, кто-то воспринимает только на слух. Интернет-форма — это нормальная современная тенденция. Сегодня писателем, на самом деле, может стать каждый.
А вот как издаться в бумажном формате, вопрос посерьезнее. У Капбы есть рецепт из трех пунктов: писать много, попасть в мейнстрим и обзавестись долей удачи.
Он создал два десятка книг в самых разных жанрах — от альтернативной истории в стиле киберпанк до приключенческих космоопер и даже сказок. «Выстрелила» предложенная коллегой тема Советского Союза, особенно популярная сейчас. Издательство заинтересовалось «Акулой пера в СССР», и на руках у автора появилась бумажная версия.
— Бумажная литература — это сегодня мерч, сувенир, имиджевый продукт, — рассуждает беллетрист. — Вещь, которую приобретает человек, чтобы перечитать несколько раз и хранить на полке. Тираж небольшой — 2,5 тысячи экземпляров, от продаж я получаю два процента. Для сравнения: на сайте у меня 6,5 тысячи подписчиков, и пусть это не грандиозный доход, но он ощутимее.
«Не надо бороться за чистоту. Надо подметать!»
Герой вышедшей книги, у которой, к слову, есть продолжение в электронном виде, — молодой журналист, наевшийся столичной жизни и вернувшийся в свой провинциальный город на берегу Днепра. Под градусом заспорил со старшим коллегой о том, «как было в наше время», а на утро проснулся в кабинете — вместо компьютера почему-то печатная машинка и бюст Ленина, а на календаре значится 1979 год. Вот и выкручивается главный герой, пытается изменить прошлое — к примеру, предотвратить гибель Машерова.
Для самых въедливых читателей-земляков Капба сделал специальную аннотацию: «Прошу не искать аналогий с существующими или существовавшими в нашей изумительной провинции людьми, с местами, явлениями». Но схожести с Речицей и собранных у коллег редакционных баек не отменить! Евгений старается много путешествовать, открыт к переменам и не исключает, что когда-нибудь может пожить и в другом месте, но свою Речицу он любит и даже с некоей гордостью называет себя дремучим провинциалом.
— Чем хороша жизнь в провинции? Ты здесь всех знаешь. Здесь живут мои родные, друзья (а также жена и две красавицы дочки. — Прим. ред.). Мне здесь легко творить, решать вопросы. Чем плоха жизнь в провинции? — улыбается он.
Хотя и исхоженный вдоль и поперек Речицкий район писатель не устает изучать. Недавно открыл для себя памятник природы «Вековые сосны Речицкого района» с 40‑метровыми деревьями и еще раз удостоверился, что красоту не обязательно искать за тысячи километров.
— На самом деле мне тяжело говорить о патриотизме. Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Я родился в Беларуси и вырос здесь, очень благодарен нашей стране за то, что у меня были бесплатные образование и медицина, спокойные чистые улицы, мирное небо над головой, как бы банально это ни звучало. Можно ли назвать это патриотизмом? Я человек русскоязычный — это язык, на котором пишу свои книги и разговариваю, но при этом свободно владею белорусским и, если нужно, могу написать на нем материал в газету. Может быть, это — патриотизм? Но как тогда быть с исторической родиной — Абхазией, которую я тоже очень люблю и в которой стараюсь бывать как можно чаще…
Наверное, патриотизм для меня — это делать хорошие дела здесь и сейчас для той земли, где я нахожусь, для тех людей, которые рядом. Очень хорошо это выразил одной фразой замечательный писатель Илья Ильф: «Не надо бороться за чистоту. Надо подметать!»