Комитет государственной безопасности Беларуси пресек очередные попытки украинских спецслужб дестабилизировать обстановку в нашей стране. Некоторые пособники Службы безопасности Украины были задержаны в приграничных районах, некоторые — в центральной части нашей страны. Все они были готовы выполнить любые поставленные задачи. В том числе готовили теракты, целью которых могли стать простые белорусы. В Комитете госбезопасности корреспонденту БЕЛТА рассказали, как были задержаны пособники СБУ, какие теракты они готовили и почему украинские спецслужбы продолжают свои попытки дестабилизировать обстановку в нашей стране.
Сам вышел на связь. Задержанный за попытку подрыва железной дороги Павел Вабищевич рассказал о контактах с СБУ
Один из задержанных — белорус Павел Вабищевич 1986 года рождения. До задержания за попытку теракта у него уже были проблемы с законом. А еще с азартными играми: Вабищевич увлекался игрой в казино и ставками на спорт. Деньги нередко приходилось занимать у друзей и знакомых, в апреле этого года он задумался о подработке. Хороший заработок сулили в одной из тематических групп в мессенджере, и Вабищевич отозвался на объявление. Через некоторое время с ним вышли на связь и предложили продолжить общение в другом мессенджере.
Работа заключалась в следующем: по заданию заказчика нужно было снимать видео и делать фотографии различных объектов на территории нашей страны. Павел Вабищевич поинтересовался у собеседника, откуда он и чем занимается. Куратор ответил прямо: он гражданин Украины и сотрудник украинских спецслужб. Для Вабищевича это был не первый опыт общения с сотрудниками Службы безопасности Украины. Три года назад на отдыхе в Одессе он познакомился с неким Виталием, полковником СБУ. После возвращения в Беларусь Вабищевич еще некоторое время поддерживал с ним контакт, но в итоге общение прекратилось.
«Мне сложно сказать, чем они занимаются. Я знаю расшифровку, а чем они занимаются… Предполагаю, безопасностью своей страны. Это я предполагаю. Но по себе могу сказать, что они меня просто использовали. Я бы сказал, что это структура террористов», — позже заявил на допросе Павел Вабищевич.
Но желание заработать оказалось сильнее страха быть вовлеченным в работу этой структуры. Первым оплачиваемым заданием для Павла Вабищевича стала съемка жилого дома на улице Лобанка в Минске. Зачем украинским спецслужбам понадобились снимки именно этого дома, он мог лишь догадываться. Зато следующее задание было вполне конкретным. Нужно было съездить в Молодечно, снять видео и сделать фотографии по периметру военной части.
За снимки и видео дома по улице Лобанка и военной части в Молодечно Вабищевич суммарно получил $600. Деньги он забирал из тайников, координаты которых ему присылали кураторы. Видимо, позже у украинских спецслужб возникли проблемы с передачей наличных, и фигуранту сказали зарегистрировать криптокошелек. Еще одним объектом, который сфотографировал Вабищевич, стала нефтебаза в Фаниполе и лесополоса неподалеку. Украинские спецслужбы изучали местность, с которой можно было запустить дрон. После этого Вабищевичу поручили забрать посылку.
С согласия СБУ Павел Вабищевич привлек к организации теракта бывшего коллегу Андрея Зиненко
Именно для этого с согласия украинских спецслужб он обратился к своему бывшему коллеге Андрею Зиненко. У Зиненко проблем с законом и азартными играми не было. Он получил высшее образование, работал на руководящей должности, получал высокую зарплату. Тем не менее на предложение Вабищевича согласился.
С 19 августа они перешли к активным террористическим действиям. От куратора из СБУ были получены координаты двух тайников в Лоевском и Хойникском районах. В тайниках была взрывчатка, часть которой Вабищевич и Зиненко перевезли в Червенский район. Для чего она предназначалась, догадаться несложно.
Оставшуюся часть взрывчатки задержанные собирались использовать лично — для подрыва железнодорожного пути Столбцы — Барановичи в Столбцовском районе. Осуществить задуманное потенциальным террористам не удалось — их задержали сотрудники группы «А» Комитета госбезопасности в ночь с 26 на 27 августа. При задержании Вабищевич пытался отрицать вину и заявлял, будто не знал, что находится в посылках. На месте преступления обнаружили и изъяли взрывное устройство с боевой частью массой 1,2 кг в тротиловом эквиваленте. Теракт сотрудники украинской спецслужбы оценили в $15 тыс. — именно столько было обещано Вабищевичу и Зиненко за подрыв железной дороги.
Сейчас Вабищевич и Зиненко дают признательные показания и активно сотрудничают со следствием. В отношении задержанных возбудили уголовные дела по статьям «покушение на акт терроризма» и «измена государству». А за попытку теракта в Беларуси предусмотрено наказание вплоть до смертной казни.
Двое жителей Гродно под руководством гражданина Украины пытались взорвать железную дорогу в Толочинском районе
Еще одну попытку теракта, и тоже на железной дороге, пытались организовать в Толочинском районе. Обвиняемых на этот раз трое. Двумя жителями Гродно непосредственно руководил гражданин Украины Иван Лихолат. Лихолат родился в 1992 году в Хмельницкой области. С 2012-го по 2013 год он проходил службу в разведывательных подразделениях Вооруженных сил Украины. Для понимания: это то самое Главное управление разведки Министерства обороны Украины, которое несет ответственность за теракты на территории России и гибель российских граждан. Подобная трагедия могла случиться и на территории Беларуси, если бы Лихолат и его сообщники не были раскрыты и задержаны сотрудниками Комитета госбезопасности 4 сентября.
В 2013 году Лихолат перебрался в Беларусь. Десять лет жил и работал в нашей стране, женился на белоруске, воспитывал трех несовершеннолетних детей. Казалось бы, что может пойти не так? Пока в его родной стране идут боевые действия, а его соотечественники гибнут в мясорубке войны, он живет в мирной и спокойной стране, работает и растит детей. Сложно понять, что движет подобными лицами, но уже в январе этого года Лихолат вышел на связь с СБУ. Ему поручили ту же задачу, что и Вабищевичу с Зиненко — взорвать железнодорожные пути, по которым якобы должна была пройти военная техника.
Для подготовки к теракту Иван Лихолат привлек двух жителей Гродно — Ивана Бородича и Бориса Пухальского. Оба обладали профессиональными навыками минно-взрывного дела. Для украинских спецслужб это бесценные кадры, поэтому их активно взяли «в работу». Еще один штрих к портрету одного из террористов: ранее Пухальский выходил на связь с СБУ, чтобы повоевать на стороне Украины, но получил отказ. Ему пояснили, что его навыки подрывника пригодятся в террористических акциях в Беларуси.
Изначально они выполняли разведывательные задачи. Собирали данные о передвижении военной техники, наличии российских войск на территории белорусских частей, расположении ЗРК. За свою работу они получили от СБУ 500 евро и $600. Потом задания стали серьезнее. В Кобринском районе Пухальский забрал из тайника взрывное устройство, которое перевез в Толочинский район для подрыва железной дороги. Там он и был задержан сотрудниками группы «А» КГБ. На месте планируемого теракта изъяли взрывчатое вещество гексоген массой 1 кг, провода, детонатор и магнит для крепления взрывчатки к рельсам. Одновременно в Гродно были задержаны пособники Пухальского — Лихолат и Бородич.
Сейчас все трое находятся в СИЗО КГБ, где дают признательные показания. К слову, Пухальский признал свою вину. Более того, попросил о высшей мере наказания. По его словам, он был уверен, что по железной дороге пойдут составы с военной техникой. О том, что во время теракта будут идти составы с гражданскими грузами или вовсе пассажирские поезда Пухальский якобы не догадывался. «Не прошу никакого снисхождения, прошу приговорить меня к высшей мере», — заявил Пухальский при проверке показаний на месте, чем поверг в самый настоящий шок своего адвоката.
Украинский боевик переместил в Беларусь и заложил в тайник целый арсенал
После всего этого может возникнуть логичный вопрос: а как все эти орудия смерти попали на территорию нашей страны? Ответ — гражданин Украины Вячеслав Бородий с псевдонимом Мангуст. Он родился в Житомирской области в 1978 году. Есть жена и трое детей. По словам самого Бородия, с 1996-го по 1999 год он проходил военную службу в Нацгвардии Украины. С 2000 года жил и работал в Мозыре, но уже спустя три года вернулся в Украину, где работал егерем.
В апреле прошлого года Бородием заинтересовалось Главное управление разведки украинского Минобороны. Его стали готовить к совершению террористических актов в учебном центре ГУР Минобороны Украины в городе Белая Церковь, что в Киевской области. «Выпускник» учебного центра Бородий обладал навыками минно-взрывного дела, умел обращаться со стрелковым оружием и беспилотными летательными аппаратами. Одним словом, стал опасным и обученным боевиком. У себя дома Мангуст держал целый склад оружия. Там были и ПЗРК, и гранатометы, и взрывчатка. На случай занятия Житомирской области российской армией Бородий должен был организовать так называемое партизанское движение.
С марта этого года помимо ГУР МО он стал сотрудничать еще и со Службой безопасности Украины. Именно СБУ поручило Мангусту перебрасывать в Беларусь оружие и взрывчатку для организации терактов не только в нашей стране, но и в России.
Он был задержан в Ельском районе. При задержании заявил, что пришел в нашу страну «забрать пацана и вернуться обратно». О складах с оружием Бородий якобы ничего не знал и вообще пересек границу с нашей страной впервые. Зачем у него при себе был пистолет SIG Sauer с глушителем и двумя обоймами, Бородий пояснить не смог. Впрочем, это понятно и так. При столкновении с нашими пограничниками у Мангуста была бы возможность отстреливаться от них. А что касается «пацана», которого пришел встретить и перевести через границу в Украину Бородий… Не исключено, что это один из террористов, которые планировали теракты в нашей стране. От таких ненужных свидетелей украинские спецслужбы могут избавляться самым радикальным образом. В том числе с помощью таких вот «мангустов».
Кроме того, у Бородия было и другое, более конкретное задание — оборудовать тайник и заложить туда оружие и взрывчатку. Два автомата Калашникова, БПЛА, взрывчатка, закамуфлированная под пауэрбанки, — именно такой арсенал в нашу страну попал стараниями Мангуста. 1 сентября его задержали сотрудники КГБ и водворили в следственный изолятор. Сейчас Бородий обвиняется в агентурной деятельности и дает показания.
Какие мотивы движут Службой безопасности Украины при попытках терактов в нашей стране
Узнав о гражданах, подобных Вабищевичу, Зиненко, Пухальскому и прочим, может возникнуть логичный вопрос: как в здравом уме люди соглашаются на подобное? Соглашаются не просто работать на разведку страны, которая к Беларуси относится отнюдь не дружественно, но и своими руками убивать сограждан. «Помимо очевидных целей, которые выражаются в попытках дестабилизации общественного порядка в нашей стране и устрашения наших граждан, украинские спецслужбы преследуют второстепенную цель. В частности, речь идет о попытке создания видимости наличия в нашей стране некоего организованного подполья. Иными словами, хорошо подготовленных агентов-террористов, способных вести здесь партизанскую войну. Но это не так», — объяснил заместитель начальника Следственного управления КГБ Константин Бычек.
При этом в своей работе СБУ использует белорусов, которые не устроены в жизни. Многие из них безработные, любят злоупотребить спиртным, разведены или вовсе не женаты. Что примечательно, все задержанные за попытки терактов на железной дороге придерживаются деструктивных взглядов и являются противниками белорусского государства. В своих социальных сетях они нередко размещают негосударственную либо откровенно экстремистскую символику. Именно таких проще всего за небольшое денежное вознаграждение в сотню или две сотни долларов привлечь к антигосударственной деятельности, направленной не только против белорусской власти, но и против простых белорусов.
Почему теракты готовились именно сейчас? КГБ полагает, что это связано с учениями ОДКБ, которые недавно прошли в Беларуси. Любой инцидент с уничтожением военной техники или убийством военнослужащих стал бы новостью мирового масштаба. Западные спонсоры, которые все менее охотно выделяют деньги нашей так называемой оппозиции, в случае удавшихся терактов могли бы увидеть, что их деятельность кипит. Следовательно, нужно продолжить выделять гранты. Благодаря усилиям наших спецслужб они остались без дополнительных источников финансирования. И, что самое главное, наши граждане не стали жертвами беспринципной и безжалостной работы украинских спецслужб, всю бесчеловечность которых на себе сейчас ощущают в том числе наши российские соседи.