Городской центр медицинской реабилитации «Пралеска» в Ракове открыл свои двери для 42 ребят с расстройствами аутистического спектра (РАС) и их родителей. Уже четвертый день ребята ходят на процедуры, занимаются с психологом и дефектологом. Корреспонденты БЕЛТА расспросили работников центра и родителей о том, как проходит реабилитация.
День в Городском центре медицинской реабилитации «Пралеска» начинается, как и во всех центрах: позавтракав, отдыхающие расходятся на процедуры, занятия или прогулки. Но отдыхают сейчас в «Пралеске» не типичные посетители — в центр впервые заехали дети с РАС.
Пятилетний мальчик Паша, сын Анны Евдокимовой, принимает лечебную ванну в процедурной, пока она делится впечатлениями. «Тут созданы все условия для таких детей. Игровая комната, по вечерам дискотеки. Где в Минске можно пойти на дискотеку с пятилетним ребенком, особенно с аутистическим заболеванием? Кормят хорошо, все процедуры строго по распорядку. Ну а персонал очень приветливый. Дети все громкие, шумные, но на них никто не кричит. Если родителю необходимо выйти куда-то, то в центре всегда помогут и присмотрят за ребенком», — рассказала Анна Евдокимова.
«Мы посещаем в Минске специализированную группу в садике. Раньше она была интегрированная, в ней находились как дети с РАС, так и без него. Но сейчас для деток с аутизмом создали отдельную группу. Чтобы попасть в диспансер, нужно записываться за три месяца. Поэтому очень хорошо, что также добавили такой вариант, который не так долго ждать. Я записалась в мае, и вот спустя два месяца мы приехали сюда», — делится она.
Центр предлагает отдыхающим разнообразные процедуры: массаж, ванны, бассейн. Инструктор-методист Анна Шалыго рассказала, что до этого не работала с детьми с РАС. «Я бы не сказала ,что мне как-то особо сложно сейчас работать с ними. Просто им нужно пройти адаптацию. Сначала было волнительно. Я таких детей не видела и не знала, как правильно себя с ними вести. Но нам провели обучающее занятие, где пояснили и ответили на все наши вопросы», — рассказывает девушка.
Мы поднимаемся на этаж выше в кабинет психолога. Там с нами впечатлениями делится Сергей Рыбалтовский. Мужчина приехал вместе с сыном. «Нас очень доброжелательно встретили. Разместили в комфортных палатах и очень хорошо кормят. Главный врач всегда идет навстречу родителям, решая возникающие вопросы. Вокруг лес, природа, есть где погулять», — сказал мужчина.
За время общения его сын закончил занятие, и папа забрал его на другие процедуры. Алеся Жидович работает психологом в «Пралеске». До этого она ни разу не встречала детей с расстройствами аутистического спектра, поэтому ей было очень интересно с ними поработать. «Все детки очень разные. У них есть что-то схожее с нейротипичными детьми, а что-то их отличает. К нам приехал специалист, который на практике мне показывает, как с ними выстраивать взаимодействие, составлять и проводить занятие, справляться с внештатными ситуациями. Реакция у детей с РАС может быть совершенно разная. Нужно быть готовой ко всему», — сказала девушка.
Она отметила, что важна работа и с родителями, потому что, воспитывая таких деток, многие страдают, и им нужна помощь. С ней согласна и психолог Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии Мария Горбунова, приехавшая обучать психологов центра работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Она рассказала, как строится работа с детьми: «Вначале приходят родители и ребенок. Мы общаемся. Выясняем, чего бы родители хотели добиться. Кто-то хочет наладить коммуникацию, кто-то интеллектуально развить. Из этого мы начинаем строить работу. Мы смотрим, какие у ребенка есть навыки, и, исходя из того, что необходимо добавить, составляем программу. А потом совместно с родителями начинаем работать».
Каждая семья в центре расположена в отдельной палате. Есть семьи, где двое детей: один с РАС, а второй ребенок может быть с патологией органов дыхания или пищеварения. Каждому ребенку разработана индивидуальная программа реабилитации. К каждому ребенку в «Пралеске» особый подход вплоть до еды. «Какие-то дети не могут есть в столовой, тогда им приносят еду в палату. Или есть у нас пациент, которому нельзя говядину, свинину, курицу, морковку и картофель. Для этого ребенка составлено индивидуальное меню и пищу для него готовят отдельно», — поделилась главврач Надежда Демидова.
По ее словам, когда видишь художественный фильм, читаешь книгу или публикацию про РАС, это совершенно другие эмоции в сравнении с тем, когда сталкиваешься непосредственно с родителями и детьми. «Ты осознаешь, эта проблема существует», — добавила Надежда Демидова.
Уже на выходе из центра мы встречаем Дениса и Вениамина Кондрашовых. Маленький Веня, как зовет его папа, бегает, обнимает главврача и радуется. «Нам здесь хорошо. Вокруг сосны, очень чистый воздух. И местечко Раков тоже очень интересное. В свободное время мы с Веней ходим туда гулять. На территории центра есть площадки для различных игр. Детям здесь хорошо и просторно», — сказал Денис Кондрашов.
Городской центр медицинской реабилитации в Ракове существует уже 36 лет, и в обычном режиме он работает с детьми с ортопедической, офтальмологической патологиями, а также заболеваниями органов дыхания и пищеварения. За год медицинскую реабилитацию в центре проходят около 3 тыс. детей. С 7 августа в центре началось осуществление проекта по социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития, инициатором которого стал Консультативный совет при Совете Республики. «Мы принимаем этих детей и хотим донести до родителей, что они не одни», — сказала главный врач Надежда Демидова.