В январе-сентябре 2023 г. на территории республики с участием пешеходов совершено 583 ДТП (-91; -13,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), в которых 90 (-21; -18,9%) человек погибли и 509 (-82; -13,9%) получили травмы.
В целом по стране отмечается снижение показателей травматизма по вине пешеходов. Однако в г. Минске зафиксирован одновременно рост числа таких ДТП (с 35 до 45), погибших (с 3 до 4) и раненых (с 33 до 43). Количество ДТП и раненых увеличилось в Брестской области (с 25 до 34 и с 17 до 27 соответственно), погибших (с 2 до 3) в Гродненской области. При этом наибольшее количество погибших (17) отмечается в Минской области.
Почти каждый пятый (18,2%; 109 из 597) пешеход в момент ДТП находился в состоянии опьянения.
3/4 пешеходов (74,4%; 67 из 90) погибли в результате ДТП, совершенных в темное время суток.
Наряду с сокращением количества погибших в ДТП велосипедистов (25; -6; -19,4%) отмечен рост количества ДТП (265; +16; +6,4%) с участием велосипедистов и раненных (243; +20; +9,1%) в них людей.
80% ДТП в осенний период совершаются в темное время суток или в условиях ограниченной видимости. В дни, когда дорожную обстановку осложняют погодные условия, ситуация только усугубляется. Водители просто не видят находящегося на проезжей части человека. В большинстве случаев такие дорожные происшествия заканчиваются для их участников трагически.
Это происходит потому, что с места водителя все темные и не имеющие активного света объекты на проезжей части полностью сливаются с темнотой и становятся практически невидимыми. Для сидящего за рулем эта проблема осложняется еще и слепящим светом фар от встречного потока автомобилей.
Пешеход или велосипедист, освещенный светом приближающейся машины, твердо уверен, что хорошо виден водителю, хотя это далеко не так. Бредущий в темноте по проезжей части человек становится видимым для автомобилиста в лучшем случае за 25-30 метров.
Наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются пешеходы, велосипедисты и возчики гужевых повозок, передвигающиеся в условиях ограниченной видимости в вечернее и ночное время.
В соответствии с Правилами дорожного движения данные участники обязаны обозначить себя в темноте световозвращающими жилетами, повязками, брелоками или подвесками, сделанными из специального материала, который не рассеивает свет фар, а с высокой интенсивностью отражает его в сторону источника, то есть практически в глаза водителю. Такие световозвращатели позволяют им «светиться» в свете фар на расстоянии от 140 до 400 метров. А у водителя появляется возможность своевременно увидеть в темноте человека и предпринять меры во избежание наезда.
Световозвращающие материалы используются также при обозначении в темноте велосипедистов и телег. Причем оборудование этих транспортных средств «световозвращателями» (спереди – белого, сзади – красного цвета) также является обязательным.
Не менее важно для безопасного движения установить на повозке или велосипеде фонари с активным светом и включать их, как только начинает смеркаться. Главное, чтобы любое присутствие человека на ночной дороге было максимально обозначено!
Также важно, чтобы те, кто становится свидетелями противоправных поступков, не оставались равнодушными к происходящему и старались всячески помешать нарушителю. Если вы видите, что за руль садится нетрезвый водитель или по проезжей части находится, передвигается пьяный пешеход, велосипедист, водитель гужевого транспорта — незамедлительно сообщайте об этом по телефону 102 в ближайшее подразделение ГАИ. Возможно, ваш звонок поможет сохранить чью-то жизнь.
ОГАИ Буда-Кошелевского райисполкома