Заместитель председателя, председатель коллегии по уголовным делам Гомельского областного суда Николай Маратаев ответил на вопросы корреспондента «Гомельскай праўды».
– Какие появились новые формы соучастия в преступлениях в сфере наркооборота?
– В последнее время в Беларуси стали действовать так называемые спортики. Обычно это люди, которых нанимают кураторы подпольных наркомаркетов для физической расправы над провинившимися закладчиками, фасовщиками, курьерами. Свои действия они, как правило, фиксируют на видео, выполняя все указания заказчика по способам воздействия на жертву.
В криминальной среде также появились райтеры или трафаретчики. При помощи аэрозольного баллончика они наносят надписи на стены зданий, остановки и так далее, обозначая аккаунт интернет-магазина по продаже запрещенных веществ либо предлагая криминальное сотрудничество.
Следует отметить, что действия как спортиков, так и райтеров могут квалифицироваться по части четвертой статьи 328 Уголовного кодекса, которой предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 25 лет со штрафом или без. Причем наказание им может быть усилено в случаях совершения одновременно и других входящих в совокупность преступлений – разбоя, вымогательства, причинения телесных повреждений и прочего.
– В июле этого года в Уголовно-процессуальный кодекс был введен институт кассации. Для чего он нужен и чем отличается от апелляции?
– Если кратко, изменения заключаются в совершенствовании надзорной стадии пересмотра судебных решений, которая на протяжении многих лет практически не реформировалась. Теперь этот процесс будет проходить на более качественном уровне, при этом кассационная инстанция сможет проводить проверку коллегиально, с привлечением осужденных, их защитников и других заинтересованных лиц.
– Как, на ваш взгляд, противодействовать экстремизму?
– Экстремизм – это одно из наиболее зловредных проявлений противоправного поведения граждан, поэтому в Уголовный кодекс вносилось много изменений, в том числе, учитывая события 2020 года. Считаю, что любое противодействие начинается с профилактики. Рекомендую гражданам не поддаваться на провокации, не участвовать в незаконных митингах, массовых шествиях и манифестациях. Это касается и распространения экстремистских материалов. Не реагируйте на призывы преступников. Живите законопослушно.
– Почему вы решили стать судьей?
– В старших классах школы меня стала привлекать юриспруденция. После успешного поступления и окончания юридического факультета БГУ был направлен по целевому распределению в распоряжение управления юстиции Гомельского облисполкома. Не скажу, что изначально хотел быть судьей: во время учебы возникали мысли об адвокатуре и прокуратуре. Пройдя стажировку, окончательно понял, что работа судьи очень интересная и ответственная. Вскоре меня назначили на должность исполняющего обязанности судьи, а потом судьи суда Железнодорожного района Гомеля. Судебная деятельность сложная, прежде всего, психологически: иногда приходится принимать решения, которые не могут устраивать все стороны. Показательно, что одно из первых уголовных дел, рассмотренных мной, завершилось вынесением оправдательного приговора.
– Чем судья помогает людям?
– Свою работу в нескольких словах могу охарактеризовать так: профессионализм, человечность и справедливость. Если все обобщить, задача судебной системы заключается в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, при этом суд всегда должен принять обоснованное решение. Когда у людей появляются вопросы, касающиеся деятельности судов Гомельщины, они приходят за разъяснениями или помощью на личные приемы. Чаще всего обращаются из-за несогласия с конкретным решением. В такой ситуации им разъясняется порядок дальнейшего обжалования по судебным инстанциям в пределах компетенции.

Источник: http://gp.by
© Правда Гомель