Как вы думаете, о каком белорусском заводе мы хотим вам рассказать? Вот несколько подсказок. В честь этого предприятия назвали одну из звезд в созвездии Орион. А в город, где находится главное производство, Александру Лукашенко предлагали перенести белорусскую столицу. Кстати, появился этот завод в Беларуси еще в советские годы, а вот строили его при участии австрийцев и итальянцев. По площади территория предприятия больше Княжества Монако, и работает на нем примерно каждый седьмой житель города. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем о настоящем флагмане — стальной опоре Беларуси. Заинтригованы? Тогда не будем затягивать.


Как в Беларуси развивалось металлургическое производство

Наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о Белорусском металлургическом заводе. История этого предприятия началась относительно недавно — в 1980-е годы. Но одним из промышленных центров металлургии Беларусь стала еще во времена разделов Речи Посполитой. Родоначальником этой отрасли в нашей стране считают крупнейшего белорусского землевладельца, последнего канцлера Великого княжества Литовского, философа, реформатора, поэта и публициста — Иоахима Хрептовича. В 1780-х годах в одном из своих имений — усадьбе «Одровонж» в деревне Вишнево — он основал первое в стране литейное производство.

Продукция пользовалась большим спросом, но со смертью Иоахима Хрептовича производство начало угасать, передав знамя лидера местной металлургии селу Старинка в Славгородском районе. Имением, куда входила эта деревня, владел Александр Бенкендорф — представитель известного дворянского рода. Процветать производство стало благодаря масштабной программе по строительству Черноморского флота, выплавляя якоря, цепи и различный металлический крепеж. Позже здесь производили даже паровые машины. Но со временем в силу разных причин — производственных, экономических, политических — и это предприятие пришло в упадок.

Расцвет в белорусской металлургии начался только спустя столетие. Весной 1982 года в провинциальном белорусском городке Жлобин заложили строительную площадку металлургического завода. К строительству привлекли австрийских и итальянских специалистов. Впервые в практике отечественной промышленности в сооружении завода участвовали иностранные фирмы на условиях подряда со сдачей объекта «под ключ». Итальянско-австрийский альянс создал под Минском мини-завод, оснащенный по последнему слову техники и не имеющий аналогов на всем постсоветском пространстве. А вот свое название предприятие получило благодаря первому директору — Дерожанту Акопову. Первоначально его планировали назвать Жлобинский металлургический завод. И только благодаря настойчивости и убедительности директора завод стал гордо называться Белорусским.

«Было задумано построить три завода в Советском Союзе: Молдавский, в Комсомольске-на-Амуре и в Беларуси. Так как Беларусь находится в центре Европы, в Жлобине построили самый прогрессивный завод. Здесь вся технология и все оборудование были фирменными. Нам повезло, что появился такой красавец-завод, оборудованный на тот момент по последнему слову техники. Столько людей приехало. Все обменялись опытом. Создавали семьи. Получился многонациональный коллектив. И город вырос — красавец», — рассказал один из старожилов БМЗ, начальник участка ремонта технологического оборудования Петр Бабков.

Работать на Белорусский металлургический завод действительно направляли рабочих и инженеров с разных уголков СССР. Например, Любовь Губина вместе с супругом переехала в Жлобин с Урала. Она потомственный металлург. Прапрапрадед Любови Ивановной работал на Демидовых — богатейших русских предпринимателей. Демидовы основали многие уральские города и на протяжении двух столетий владели десятками построенных ими металлургических заводов.

Любовь Губина — ветеран труда и глава лучшей трудовой династии Беларуси. «И мама у меня была металлург, и у мужа дед — металлург. До самой пенсии я работала на заводе. Сын тоже пришел на завод, по сей день работает. Дочка пришла сюда работать. Внучка (это сына дочка) в лаборатории работает. Дочка вышла замуж — зять тоже здесь работает. И у внучки муж тоже здесь работает», — рассказала Любовь Ивановна.

Что происходило на БМЗ в девяностые

Но, каким бы современным, технологичным и востребованным ни был Белорусский металлургический завод, в 1990-е годы он не смог избежать участи, которая обрушилась на всю страну с развалом Советского Союза и разрывом экономических связей с другими постсоветскими республиками. Отсутствие сырья и заказов медленно загоняло предприятие в тупик. В опустевших цехах стали хозяйничать не самые честные частные фирмы. А зарплатой, вспоминают старожилы, можно было набивать пакеты. И не потому что она была такой большой.

«Инфляция была очень приличная. И даже если получить зарплату сейчас, к концу месяца она уже съедала эту зарплату, — пояснил токарь 6-го разряда цеха ремонта металлургического оборудования Александр Лосков. — На заводе давали два раза заработную плату в месяц и аванс. То есть на три раза успевали делить, и как-то мы еще справлялись с этим».
Металлурги со стажем рассказали о работе на БМЗ, поддержке коллектива и нестандартных решениях руководства

По словам заводчанина, положение дел на предприятии начало меняться с приходом к власти Александра Лукашенко.

«Александра Григорьевича мы выбрали во втором туре. Так как было старое руководство, всем это надоело, выбрали Григорьевича. И неплохо вроде бы получилось. Ставку сделали правильную. И он начал подымать. Не все сразу, естественно. Тут многое было. Помню, приезжали откуда-то бандюки, пытались купить завод. Как поговаривали в автобусах, за 20 миллионов долларов, 40 миллионов долларов, 60 — по-разному. Но все равно для такого предприятия это вообще ни о чем. Григорьевич не дал, естественно, и потихоньку, помаленьку мы начали восстанавливаться», — вспоминает Александр Лосков.

Белорусские власти пошли необычным для того времени путем. Они не стали закрывать предприятия и не поддались модному тренду — приватизации. Поднимать заводы решили собственными силами. Строились они в своем время за государственный, считайте, народный счет, и разве справедливо будет отдавать их за бесценок? Конечно, такая политика шла вразрез с тенденциями и веяниями тех лет, поэтому критики было достаточно. Сначала белорусским предприятиям прогнозировали жизнь на несколько недель, потом на несколько месяцев, затем до следующих президентских выборов. Но вопреки всем прогнозам фабрики и заводы поднимались с колен. Да, им еще было далеко до прежней славы, но они хотя бы работали. И работали на народ, а не на кучку каких-то богатеев, подчеркивал глава государства.

Как Лукашенко стал почетным работником БМЗ

В кризисный период глава государства принял решение выделить БМЗ в качестве поддержки $25 млн. Производства были обновлены, и со временем Белорусский металлургический завод — некогда почти что банкрот — стал самым мощным и экономически стабильным предприятием страны. С выпуском продукции на $850 млн ежегодно.

«Стоял вопрос о том, чтобы быстрее приватизировать завод: мол, если не продадим, то погибнем вообще. Завод уверенно шел к банкротству, ситуация была тяжелейшая. Когда мы принимали решения об открытии новых цехов — тоже проблем было немало. Особенно, когда наши конкуренты и соперники увидели, что мы и сами в состоянии спасти свой завод и работать своим умом, то было предпринято жесточайшее давление. А теперь каждый уголок завода работает», — отметил Александр Лукашенко во время посещения предприятия в октябре 2004 года.

В благодарность за внимание, помощь и значительный вклад в восстановление и развитие производства заводчане наградили тогда Президент серебряным знаком «Почетный работник Белорусского металлургического завода».

Через несколько лет глава государства снова побывал на БМЗ: в 2007 году он принял участие в пуске трубопрокатного комплекса. И, встречаясь с работниками, высказался о личном: «Когда все шло с молотка на постсоветском пространстве и во многих странах приватизация приняла криминальный характер, мне, тогда еще «не обстрелянному» молодому человеку, было трудно принимать решение. Но я видел в ваших глазах, что мы должны, объединившись вместе, спасти производство. Спасти такие же заводы, фабрики, предприятия. И мы пошли своим путем. Вывод я делаю один: я не жалею своих усилий, усилий всего государства, всего народа. Не жалею того, чтобы вложено в этот завод. Вы возвращаете сполна государству то, что получили от него буквально 10 лет назад».

«То, что мы имеем, мы сохранили, приумножили. Это благодаря, конечно, и руководству — и завода, и страны. Ко всему надо относиться по-хозяйски. Если тебе поручили какое-то дело, ты относись к нему, как хозяин, как будто ты делаешь для себя, для своего дома, своего рода. Тогда будет толк и для страны, и для завода. Хороший пример — наша республика. Очень приятно смотреть, когда в республике порядок. Приезжаешь сюда и на заводе стараешься сделать то же самое, чтобы было не стыдно. Что самое главное для заводчанина — чтобы была уверенность в завтрашнем дне. Конечно, с заводом она есть. Сложности есть, да. Но на все сложности есть наши решения, наша работа. Я думаю, что мы со всеми трудностями справимся», — уверен заместитель начальника цеха ремонта металлургического оборудования Александр Торманов.

Зачем понадобилось модернизировать БМЗ в 2010-х

БМЗ продолжал развиваться. Создавались новые производства и, соответственно, рабочие места. Вместе с заводом хорошел и сам город. Да, предприятие переживало и взлеты, и падения. Вообще история белорусских флагманов — это постоянная борьба со стихией. Их производство ориентировано на экспорт, поэтому любое колебание на внешних рынках и политике дает о себе знать. Умение лавировать против ветра и на волнах кризиса давно стало чертой белорусов.

«Мало в мире таких стран, которые могут себя обеспечить производством, металлургией, продовольствием. Как говорится, без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Если ты стараешься и работаешь, на тебя обращают внимание, тебя ценят как специалиста. А без дисциплины порядка не будет. Каждый человек принимает доброту за слабость», — подчеркивает электрогазосварщик цеха ремонта металлургического оборудования Евгений Гавриленко.

В 2010-х на Белорусском металлургическом заводе провели полномасштабную реконструкцию и модернизацию. Новые инвестиционные проекты затронули все технологические переделы предприятия: от обеспечения производства вспомогательным сырьем до получения инновационной наукоемкой металлопродукции с более высокой добавленной стоимостью. Сегодня предприятие реализует все технологические этапы — от производства высокопрочной стали до выпуска готовых изделий: металлопроката, труб, проволоки, стальной фибры.

В сентябре 2015 года Президент принял участие в запуске новой производственной линии — мелкосортно-проволочного стана.

«Завод мы построили. Дополнительный цех построили. Это надо было сделать, потому что продавать полуфабрикат — это, можно сказать, преступно. Надо делать конечный продукт. Почему? Потому что это больше приносит прибыли, больше дохода для предприятия. Это соответствующая ваша заработная плата в конце концов и налоги государству. Но мое жесткое требование: не вы единственные, кто просит поддержки в это трудное время, мы должны напрячься вместе. Сокращать себестоимость, сокращать затраты на производство продукции вам придется. Меня радует то, что здесь найдут свою работу еще полтысячи человек, особенно молодых людей. Средний возраст этого цеха уже, мне докладывают, 32 года. Значит, это молодежный цех. Это будущее для нашей страны», — заявил тогда Александр Лукашенко.

Только представьте: площадь Белорусского металлургического завода 257 га — это больше, чем территория Княжества Монако. Металлопродукция БМЗ известна более чем в ста странах мира. Строят из нее во всех частях света и даже в Антарктиде. Вот недавний пример. В конце января россияне ввели в опытную эксплуатацию новый зимовочный комплекс на антарктической научной станции «Восток». При его строительстве использовались трубы Белорусского металлургического завода.
«За последние 12-14 лет вложены очень серьезные инвестиции в предприятие — больше миллиарда долларов. Построено два новых производства. За прошлый год доля инновационной продукции составляет 41%. То есть те санкции, которые были введены, стимулируют нас двигаться дальше в развитии новой продукции, новых технологий и так далее. Сегодня предприятие работает достаточно эффективно. В 2023 году мы приросли в производстве стали где-то на 250 тысяч тонн — прирост 12%. Что касается экспорта, по прокату черных металлов мы приросли где-то на 17%, то есть экспортировали 1,6 миллионов тонн проката черных металлов. Сработали с положительностью рентабельностью продаж, что позволило в 2023 году повышать заработную плату, в том числе выплатить к Новому году и 13-ю зарплату», — рассказал генеральный директор Белорусского металлургического завода Дмитрий Корчик.

Кстати, просто для размышления. Декретный отпуск работницам БМЗ предоставляется не с седьмого месяца, а уже со второго. Пару лет назад в коллективном договоре на предприятии закрепили норму — освобождать от работы будущих мам на раннем сроке беременности с сохранением среднего заработка до предоставления декретного отпуска. Первопричиной такого решения стал ковид. Когда началась пандемия, на заводе стали думать, как защитить коллектив. Издали на месяц приказ: освобождать беременных женщин от работы с сохранением их среднего заработка. После многократных продлений эту норму решили закрепить официально — в качестве социальной гарантии.

Ветеран труда Любовь Губина с особой теплотой относится к заводу. Для нее предприятие стало не просто местом работы, а надежным другом, а коллектив — крепкой семьей.

«На любом государственном предприятии человек защищен. Его просто так не сократят: нужны какие-то причины. Частник — он хозяин. Например, вот как я работала. Я пенсионерка, и мне платить надо было меньше. А девочку, у которой двое детей было, уволили. А меня, пенсионерку, оставили. Он просто сказал: «Я в ней не нуждаюсь». На государственном предприятии этого никогда не было. Завод — это моя семья. У меня в жизни было очень много проблем. Мой сын попал в аварию. В страшную аварию — черепно-мозговая травма. Четыре года мы его учили говорить. И до сих он толком не говорит. Завод нас не бросил. Даже рабочие привезли семя льна (тогда же не было пролежневых матрасов), и он лежал на них. Помогли всем, как могли. В коллективном договоре сказано: как человек ушел на пенсию, значит, он сразу уходит. А меня оставили: из-за того, что двое внучат были у меня. Даже в этом случае помогали», — вспоминает Любовь Ивановна.

Кто и зачем назвал звезду в честь Белорусского металлургического завода

А что насчет созвездия Орион? В 2015 году литовский партнер БМЗ в знак уважения к успехам и трудовым достижениям коллектива решил сделать белорусскому предприятию подарок. И одна из звезд в Орионе была названа в честь Белорусского металлургического завода.

Соответствующая запись официально занесена в Международный каталог небесных тел. Кстати, само созвездие содержит более двухсот звезд, видимых невооруженным глазом. А расстояние от БМЗ до одноименной звезды равно 650 световым годам. То есть свету, который мы видим от этой звезды, необходимо 650 лет, чтобы добраться до нас. Для сравнения, от Земли до Солнца каких-то 8 световых минут. Пустяки.

Почему Лукашенко предлагали перенести столицу в Жлобин

Но перенести белорусскую столицу в Жлобин предлагали совсем не из-за этого. Дело в том, что Белорусский металлургический завод — генеральный спонсор жлобинского хоккейного клуба «Металлург». Команда неоднократно поднималась на пьедестал, а в апреле 2022 года стала чемпионом белорусской экстралиги. «Стальным волкам» противостояли хоккеисты столичной «Юности. Матч проходил на «Минск-Арене». А среди зрителей был Александр Лукашенко. Во время награждения он и вручил гостям из Жлобина главный приз — Кубок Президента Беларуси. Что творилось на трибунах!

«Я тут услышал один призыв интересный. Я так понимаю, он был обращен ко мне. Наши яркие ребята, приехавшие в Минск, требовали, по-моему, столицу перенести в Жлобин. Ребята, это очень дорого, но я подумаю», — заявил глава государства, выйдя на лед.

«Если будем своих спортсменов так любить и поддерживать, как это сегодня делали жлобинцы, нам не страшны никакие санкции. Хочу также два слова сказать о Белорусском металлургическом заводе. Это благодаря им, благодаря этому трудовому коллективу вы в основном стоите на этом льду. Помните, чтите это, уважайте этих людей. И первое, что вы должны сделать, вернувшись домой, поехать в этот трудовой коллектив, чтобы они видели вас, победителей. Для них это очень важно сегодня», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент прав: благодаря обычным заводчанам, благодаря их тяжелому и упорному труду выросла сильная хоккейная команда. Более того, благодаря этим людям, их десятки тысяч по всей стране, выросла сильная республика. Давайте не будем забывать об этом.