Белорусские вузы осуществляют подготовку для всех отраслей экономики и социальной сферы. Важность этого отметил министр образования Андрей Иванец на встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования, передает корреспондент БЕЛТА.
Министр рассказал, что в настоящее время система высшего образования страны представлена 49 вузами, в которых обучается около 230 тыс. студентов и магистрантов. При этом образовательный процесс обеспечивают свыше 17 тыс. преподавателей, из них 7 тыс. кандидатов наук, 1,1 тыс. — докторов наук.
«Сегодня мы уходим от огульного высшего образования. Работу эту мы начинаем еще со школы, — продолжил министр. — Только за последние три года количество выпускников девятых классов, которые поступили в колледжи, выросло с 30 до 50%. Фактически каждый второй выпускник девятого класса выбирает траекторию получения образования в колледже. Это не говорит о том, что им мы закрываем дорогу в высшее образование. Создаем соответствующие дополнительные траектории — только в прошлом году вузы приняли 10 тыс. выпускников колледжей».
Руководитель ведомства также обратил внимание: «Проводим раннюю профориентацию школьников. С прошлого года вернули профильную подготовку в 8-е и 9-е классы. Развиваем профильные классы — да, процент поступления после профильных классов сегодня на уровне 20-30%. Более высокие результаты — у педагогических классов. Только в наш ведущий педвуз в эту приемную компанию на дневную бюджетную форму обучения половину приняли из числа медалистов и успешных выпускников педклассов. Эту работу надо продолжать и по другим профилям — аграрному, спортивно-педагогическому. В этом году создали инженерные классы».
Андрей Иванец отдельно отметил, что без внимания не остаются те ребята, которые учатся в базовых классах.
Министр также рассказал о том, что беспокоит: «Ежегодно около 8 тыс. студентов мы отчисляем из вузов, половину из них — за неуспеваемость (мы приветствуем жесткий спрос за качество образования), но половина — по собственному желанию. И это говорит о том, что с профориентацией мы существенным образом не дорабатываем. И это — нереализованный потенциал для экономики нашей страны».
Министр считает: «Мы должны приходить к школьникам и родителям — не только из учреждений образования с ректорским корпусом, руководителями колледжей, но должны приходить и заказчики кадров. Сегодня родители хотят понимать, не где будет учиться их ребенок, а где он будет работать, какие условия будут для профессионального роста и для его развития».