Завершение республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкi-2004». Журналисты интересуются мнением Президента по поводу собранного урожая. А еще уточняют, мол, программа возрождения села не оформлена никаким официальным документом, при этом полным ходом внедряется. Какие дальше планы у государства? Тогда Александр Лукашенко и расскажет, каким он видит белорусский агрогородок… В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, как в Беларуси появились агрогородки, в чем простая житейская истина, по мнению главы государства, и какой будет деревня будущего.
В каком состоянии оказалась белорусская аграрная сфера в 90-х
После развала Союза реформа аграрной сферы предполагала разрушение колхозно-совхозного производства. Как результат — с 1992-го по 1994-й год почти в два раза сократились основные фонды сельхозпредприятий. Экономика ухудшилась. Дефицит кадров, диспаритет цен — платить зарплату нечем. По отрасли выплаты составляли в среднем $10-12. Глубокий кризис требовал мудрых решений первого Президента независимой Беларуси.
«Только принятыми неординарными мерами, напряжением не очень богатого в те годы бюджета страны, наведением порядка на земле и укреплением технологической дисциплины удалось спасти сельскохозяйственное производство. Большую роль сыграл созданный в 1995 году республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки. А также аналогичные местные стабилизационные бюджетные фонды. Средства этих фондов использовались преимущественно на создание механизированных отрядов и укрепление материальной базы сельскохозяйственных организаций. То есть в то время, когда были скудные ресурсы, мы думали, как же что-то купить и под какой крышей объединить это все, чтобы достичь наибольшей эффективности и отдачи от этой техники», — обратил внимание глава государства во время выступления на выездном республиканском семинаре в Дрогичине по вопросам реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы в мае 2005 года.
Как сельскохозяйственная отрасль Беларуси преобразилась в нулевых
Удалось не только остановить падение, но и улучшить положение в отрасли. В сельском хозяйстве наконец начал укрепляться технический потенциал, в основном благодаря отечественному сельхозмашиностроению. Средняя месячная зарплата в отрасли в 2000 году возросла более чем втрое по сравнению с 1995-м. С 2001-го по 2005-й была реализована Программа совершенствования агрокомплекса. На нее было выделено почти Br5 трлн бюджетных средств. Программа определила не только основные направления производственной сферы АПК, но и пути решения жилищных проблем.
«Мы будем развивать крупнотоварное сельское хозяйство — это будет пять, шесть, десять тысяч гектаров земель, огромные комплексы, фермы и т.д., а при них мы сохраним деревни, создадим агрогородки. На один крупный колхоз или совхоз будет три агрогородка — один мощный центр будем развивать и два небольших. В малом или среднем колхозе может быть один агрогородок — центральная усадьба», — рассказал Александр Лукашенко о планах по созданию агрогородков на выступлении перед студенческой молодежью Брестчины в сентябре 2004 года.
Что представляет собой белорусский агрогородок
Новый подход к развитию социальной сферы на селе отразили в Госпрограмме возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Сельские населенные пункты предлагалось преобразовывать в благоустроенные агрогородки. Это понятие предполагало качественно новый тип сельских поселков — благоустроенный населенный пункт, в котором будет создана производственная и социальная инфраструктура. Это водо- и газоснабжение, дороги, магазины, учреждения образования и здравоохранения, спортивные и развлекательные объекты и многое другое. Программа предусматривала создание 1481 агрогородка.
К чему призывал Лукашенко при строительстве агрогородков
Езеры стали первым созданным в стране агрогородком. Новый статус принес немало изменений. Современные коттеджи, газ, вода, магазины, клуб, библиотека, школа искусств — в общем, все для комфортной жизни. Эстафету подхватили и другие поселки. В итоге в рамках госпрограммы в агрогородки было преобразовано почти полторы тысячи населенных пунктов. Построили и обновили более 45 тыс. объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. Возвели более 8 тыс. жилых домов и квартир, открыли свыше 330 торговых объектов. Президент призывал не разрушать сельский уклад, который веками создавался нашими предками. Строить, уплотнять, но ни в коем случае не создавать «потемкинские деревни».
«Сейчас важно не останавливаться. Каждый агрогородок уже сам должен каждый год добавлять, начиная от дорог, строительства домиков. Здесь уже хозяйства сами должны шевелиться. Агрогородки обязательно надо развивать. Ни в коем случае нельзя застыть на этом уровне. А то часто бывает так, что взялись за другую проблему и забыли», — призвал глава государства развивать агрогородки во время рабочей поездки в Гомельскую область в апреле 2012 года.
Возрождение села нередко удивляет иностранцев. Беларусь известна сельхозтехникой, молочной и мясной продукцией, но это все было бы невозможно без тех самых агрогородков. Это своего рода белорусское ноу-хау, которое отдельные страны не прочь позаимствовать… Мы предлагаем варианты под ключ: от градостроительной документации до готового объекта. А вспомните визиты нашего Президента в страны Африки? Там не скрывали: о белорусском агрогородке им остается только мечтать. Но и белорусам потребовался не один год, чтобы реализовать задуманное. И этот процесс не прекращается до сих пор.
«У нас всегда отставала производственная сфера. Вроде бы везде школы есть, магазины, дома культуры, дороги и так далее. А производственная база отставала. То есть людей мы поселим, но им же надо там дать достойную работу. Поэтому надо и производством заниматься. <…> Мы, наверное, когда-то придем к тому, что люди в основном будут жить в агрогородках. И дай бог нам сохранить деревни второго уровня», — отметил Президент Беларуси во время рабочей поездки в Рогачевский район в августе 2021 года.
В чем сельчане видят прелесть жизни в агрогородке
«У нас есть детский сад, где занимаются 13 воспитанников. Осталась одна группа. Я сама заведующая. Двое наших детей учатся в школе, где около 100 человек. Среднее образование нас устраивает», — рассказала жительница агрогородка Вишневец Инна Клавшун.
«Страна не может существовать без деревни, — уверен ее супруг Николай. — Вообще, в сельском хозяйстве достойная заработная плата. Есть спорные моменты, но каждый человек при желании может заработать».
Спросили, какой супруги видят деревню будущего? И есть ли оно вообще, будущее, у белорусской деревни.
«То, что есть, уже неплохо. Но чтобы в саду была не одна, а две группы, нужно подтянуть сюда молодежь. Чтобы деревня омолодилась, нужна креативная молодежь с новыми взглядами», — считает Николай Клавшун.
Пример своей малой родины часто приводит и Президент. В советское время родная деревня Александра Лукашенко считалась неперспективной. Но стоило навести порядок, как в нее вернулась жизнь. Понятно, что деревню будущего не будут делать из каждого хутора. Это должно быть экономически целесообразно. Но то, что страна не может существовать без деревни, это очевидно. Там наши корни, история, память… Так почему бы ее не превратить в агрогородок, который будет отличаться от города лишь приставкой?
«А что сегодня мешает в глубинке создать более благоприятную среду для жизни? В агрогородках, районных центрах. Ничего. Ничего нам не мешает, нужно это делать. Но что касается дорог, доступа к услугам — разворачиваемся медленно. И это при том, что запрос людей жить в экологически чистой местности, в отличие от городской среды, растет. Туда готовы ехать и специалисты высокой квалификации. Каждый уголок нашей Родины имеет свой неповторимый культурный и природный колорит. Но экономическое развитие всех областей должно быть справедливым и сбалансированным. Это — приоритет программы развития регионов. Нельзя допустить разделения нашей компактной страны на Минск и остальную Беларусь! Мы — семь «я» — шесть областей и столица. Это наш лозунг. Присущие региону преимущества должны стать источниками его развития», — заявил глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в марте прошлого года.