Проект закона внесен в Палату представителей 23 мая 2024 года. Документ в Овальном зале представил заместитель министра внутренних дел — начальник криминальной милиции Геннадий Казакевич. «Законопроект разработан по поручению Президента Республики Беларусь, данному 11 января 2024 года на совещании по отдельным вопросам совершенствования законодательства об уголовной ответственности, — рассказал замминистра. — Отличие нынешнего законопроекта от предыдущих в том, что освободившиеся по амнистии будут максимально вовлечены в экономику страны. Так, к осужденным в виде общественных работ, исправительных работ и иных мер уголовной ответственности амнистия будет применяться, только если такие лица на день рассмотрения материалов о применении амнистии в течение не менее трех месяцев будут работать либо обучаться или занимаются иной деятельностью, в соответствии с которой будут считаться занятыми в экономике. Также в законопроекте закреплено установление различных правовых последствий применения амнистии к лицам, осужденным к наказаниям в виде ограничения и лишения свободы».
Депутаты приняли в двух чтениях законопроект об очередной амнистии
Депутаты на заседании первой сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли в двух чтениях законопроект «Об амнистии в связи с 80-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков», передает корреспондент БЕЛТА.
Согласно предварительным данным, при реализации законопроекта амнистия будет применена к 7850 осужденным. Предлагается освободить от наказания и иных мер уголовной ответственности в соответствии со статьями 1 и 3 законопроекта 2090 лиц, от наказания условно на неотбытую часть наказания — 800 лиц, от наказания в виде ареста — 40 лиц, заменить наказание в виде лишения свободы более мягким наказанием в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа 260 лицам, сократить срок наказания на 1 год 4550 лицам. Основными условиями для применения амнистии являются полное возмещение вреда (ущерба), причиненного совершенным преступлением, положительная характеристика лица в период отбывания наказания.
Законопроект в сравнении с предыдущими амнистиями содержит следующие новеллы. В частности, предлагается сократить срок наказания на один год многодетным женщинам, осужденным за совершение убийства либо причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть без отягчающих ответственность признаков (ч.1 ст.139 и ч.3 ст.147 УК), женщинам и одиноким мужчинам, имеющим несовершеннолетних детей, совершившим преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Предлагается применить амнистию в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные ч.1 ст.349 (несанкционированный доступ к компьютерной информации), ч.1 и ч.2 ст.350 (уничтожение, блокирование или модификация компьютерной информации) УК, а также которым назначены наказания в виде общественных и исправительных работ. Для осужденных к наказаниям в виде общественных работ, исправительных работ, иным мерам уголовной ответственности амнистия будет применяться только к лицам, которые в течение не менее трех месяцев, предшествующих ей, работают, обучаются или занимаются иной деятельностью, при осуществлении которой лицо считается занятым в соответствии с законодательством о занятости населения.
Предлагается также распространить действие ст.1, 3-8 законопроекта на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ч.1 ст.171 (организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией), ч.2 ст.171-1 (вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией) УК, а также на лиц, совершивших преступление, предусмотренное ч.1 ст.455 (злоупотребление властью, бездействие власти либо превышение власти) УК, за исключением лиц, совершивших преступление из корыстной или иной личной заинтересованности. Заменить назначенное наказание в виде лишения свободы более мягким наказанием в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа лицам, указанным в ст.5 и ст.7 законопроекта. Осужденных за совершение преступлений, относящихся к категориям, не представляющим большой общественной опасности и менее тяжким, к ограничению свободы, будут освобождать условно на неотбытую часть наказания, а осужденным за такие преступления к лишению свободы заменят неотбытую часть наказания более мягким наказанием в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
Как и при прошлой амнистии в связи с Днем народного единства предусматривается уменьшение срока наказания на 1 год лицам, совершившим преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, в возрасте до 18 лет; лицам, совершившим коррупционные преступления; неприменение амнистии к лицам, причастным к экстремистской и террористической деятельности. Решение о применении амнистии будет приниматься в отношении каждого лица индивидуально.
Законопроектом определяется порядок исполнения амнистии, в том числе перечень органов, на которые возлагается ее исполнение, меры по обеспечению ее исполнения, оказание амнистируемым помощи в бытовом и трудовом устройстве, изготовлении, замене документов, удостоверяющих личность, передача несовершеннолетних под контроль родителей, органов опеки и попечительства, в необходимых случаях определение их в детские дома, деревни и городки, социально-педагогические центры, определение в случае необходимости инвалидов І и ІІ группы и лиц пенсионного возраста в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, оказание лицам, освобожденным из исправительных учреждений, арестных домов, следственных изоляторов, по заболеванию необходимой медицинской помощи, диспансерное наблюдение за ними по месту жительства.