Уроженец Брагинского района Гомельской области, юрист по образованию, Судаленко был известен обслуживанием змагаров в незарегистрированном правозащитном центре. В 2020 году особенно отличился, оказывая помощь в обжаловании приговоров людям, устроившим беспорядки на улицах Гомеля.
Перевоспитаюсь и выйду
Впервые Судаленко был осужден в 2021 году. Тогда за решетку отправилась и его подельница Татьяна Ласица. Разбирательство началось 3 сентября в открытом судебном заседании, однако затем уголовное дело рассматривалось в закрытом режиме. Приговор был оглашен 3 ноября. Правовой инспектор Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности, руководитель гомельского филиала незарегистрированного правозащитного центра Леонид Судаленко, а также волонтер этого центра Татьяна Ласица обвинялись по частям 1 и 2 статьи 342 Уголовного кодекса Беларуси. Они были признаны виновными в организации групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, а также в обучении и иной подготовке лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, финансировании и ином материальном обеспечении такой деятельности. Оба фигуранта отправились в исправительные колонии общего режима: Судаленко – на три года, Ласица – на два с половиной. В тот день поддержать «борца за все хорошее» пришли с десяток зевак, и то скорее в надежде, что за это может перепасть копейка. Иронично, что во время заседания Леонид обратился к жене со словами: «Перевоспитаюсь и выйду».
На те же грабли
Второе уголовное дело в отношении Судаленко было рассмотрено 17 июня этого года. Гомельский областной суд признал его виновным в содействии экстремистской деятельности, а также в совершении этого преступления повторно и назначил пять лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима и штрафом в размере 650 базовых величин (26 000 рублей). Приговор может быть обжалован и опротестован, чем Леонид пообещал воспользоваться. Но для этого ему нужно приехать в Беларусь. Слабо?
Примечательно, что возбуждение нового уголовного дела Леонид на своей странице в Facebook комментировал так: «Сябры, 1 лістапада СК у Гомелі ўзбудзіў супраць мяне новую крымінальную справу (артыкул 361-4 КК «іншае садзейнічанне экстрэмісцкай дзейнасці»). Як вядома, першы раз мяне кінулі ў турму за дапамогу людзям. Адсядзеў, выйшаў па званку і роўна на 100 дзён свабоды новыя абвінавачванні, не падабаецца як я пра гэта расказваю людзям. Выходзіць зараз за тое, што не маўчу».
Ага, Леня, конечно, ни за что. Ты же «просто» помогал экстремистам. Незаконно. И у змагаров всегда так: сначала натворят делов, потом кричат «А нас за что?»
Любой каприз за ваши деньги
После первой отсидки Судаленко вышел на свободу 21 июля прошлого года. А спустя две недели выехал из Беларуси. По приезде в Литву беглые сразу же нацепили на него петличку, чтобы получить свежую порцию «жахов крывавага рэжыму». Хоть бы проспаться дали человеку.
В интервью экстремистским инфопомойкам «правозащитник» рассказывал о своем горьком опыте отсидки на нарах, условиях содержания в ИК, уголовно-исполнительной системе Беларуси. Змагары, наверняка, внимали каждому слову, чтобы заранее морально подготовиться к тому, что их ждет в недалеком будущем.
Ожидаемо, в этих видео причину своего бегства из страны объяснял политическим преследованием, репрессиями. Конечно же, пообещал продолжить свою деятельность по «защите прав человека». Хотя вернуться в Беларусь назвал возможным только после смены власти. В общем, во всю старался легализоваться в Европе и заработать копейку озвучиванием нужных спонсорам нарративов.
После оглашения нового приговора это желание точно возросло, ведь теперь нужно либо усерднее стараться быть полезным хозяевам, либо настраиваться на новый срок и собирать деньги на выплату штрафа. 26 000 белорусских рублей на дороге все-таки не валяются.
Возможно, Судаленко снова следует попробовать заявиться со своей кандидатурой на какую-нибудь стремную награду с крупным призовым фондом, как он поступил в 2018 году. Тогда Леня стал обладателем премии «Свобода-Равенство-Братство», которая присуждалась «отдельным лицам и организациям за конкретный вклад в защиту прав человека во Франции или за рубежом». Леонид попал в число пяти счастливчиков, которые получали статуэтки и пилили между собой призовой фонд, составлявший в общей сложности 70 тысяч евро. Достижение настолько выдающееся, что ни одно крупное информационное издание во Франции и за рубежом не посчитало нужным сообщить эту новость. А вот сам обладатель премии поспешил похвалиться статуэткой во всех социальных сетях. Кстати, с тех пор сумма вознаграждения осталась прежней, меняются только поводы. В 2023-м, например, это «Защитники окружающей среды и доступ к воде». В этом же году Судаленко следует обратиться в посольство Франции с просьбой присудить премию выдающимся уголовникам и экстремистам, чтобы однозначно не пролететь мимо вознаграждения. Ну а если снискать международного признания не удастся, можно пойти по протоптанной беглыми тропе: собирать клубнику с кустов польских панов.
После первой отсидки Судаленко вышел на свободу 21 июля прошлого года. А спустя две недели выехал из Беларуси. По приезде в Литву беглые сразу же нацепили на него петличку, чтобы получить свежую порцию «жахов крывавага рэжыму». Хоть бы проспаться дали человеку.
А дальше что?
Теперь Леонид гастролирует по европейским столицам, рассказывая где и как его обижали. Вот совсем недавно «правозащитник» выступал на конференции ОБСЕ в Варшаве, которая была посвящена отсидке в белорусских и российских тюрьмах. Мотивы ясны: чем сильнее вой, тем больше купюр могут подать паны, чтобы мученик вытер с лица горькие слезы. Скорее всего так бы и случилось еще несколько лет назад, однако в последние годы невероятным стало намного сложнее в Европе. В новостной ленте то и дело всплывают записи об изъятии ранее выданных видов на жительство. Содержанок из экстремистских «офисов» заставляют кочевать по европейским городам. Крупнейшие банки начинают отказывать в обслуживании змагарам, не имеющим ВНЖ. В излюбленной Судаленко Литве отношение к беглым особенно внимательное, сомнительным гражданам из Беларуси регулярно поступают сообщения от местного Департамента госбезопасности с требованием покинуть страну, а в противном случае грозятся депортацией на родину. Интересно, выступит ли Леонид с докладом на конференции ОБСЕ, если литовский ДГБ скажет ему «с вещами на выход»?
Есть способ избавиться от тревоги и не трястись во время звонков с незнакомых номеров – вернуться в Беларусь, раскаяться и отсидеть положенное. Возможно, во второй раз все-таки получится «перевоспитаться» и начать нормальную жизнь. Только нужно помнить, что предателей нигде не любят, а у нас особенно.
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель