Беларусь обладает уникальным возобновляемым ресурсом. Около 40% ее территории покрыто лесами, и ежегодно в стране перерабатывается 25 млн кубометров древесины. Белорусская продукция — от бумаги и картона до пиломатериалов, декора и мебели — известна во многих странах мира. Но чтобы выйти на такой результат, деревообрабатывающим предприятиям страны пришлось немало потрудиться. Государство инвестировало в их модернизацию более четырех миллиардов долларов. Александр Лукашенко держал эту работу на личном контроле — как всегда жестком и бескомпромиссном. В этом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, почему в Беларуси решили реформировать деревообрабатывающую отрасль и какие перекосы в экономике исправляли белорусские власти. За что Александр Лукашенко хотел отправить министров работать на фабрики и кому не простил дерзкой бесхозяйственности. А еще мы побывали на предприятиях и узнали, какую отдачу им принесла модернизация, изменилась ли жизнь заводчан и смогла ли деревообработка стать национальным брендом Беларуси.
Почему в Беларуси взялись за модернизацию деревообработки
Развитие лесопромышленного комплекса в Беларуси координирует государственный концерн «Беллесбумпром». Это несколько десятков деревообрабатывающих, мебельных и целлюлозно-бумажных предприятий, многие из которых имеют более чем вековую историю. В их судьбе было все: взлеты и падения, важные достижения и глубокие кризисы. Они пережили военное лихолетье, распад огромной империи, непростые годы возрождения и становления в молодой независимой республике.
Производственная база этих предприятий, как и других промышленных гигантов Беларуси, была создана еще в советские годы и к началу 2000-х уже не позволяла работать в новых условиях, обеспечивать качество продукции и конкурировать с мировыми производителями. А многие фабрики и вовсе оказались под угрозой ликвидации. С другой стороны, белорусские власти стремились наладить более эффективное использование имеющихся в стране лесосырьевых ресурсов. И что делать в такой ситуации?
В 2007 году Президент Беларуси принимает решение модернизировать деревообрабатывающие предприятия и создать новые, современные производства, нацеленные на выпуск инновационной, экспортно ориентированной и импортозамещающей продукции, глубокую и безотходную переработку древесины. С этого момента, можно сказать, начинается возрождение белорусской деревообработки и отрасль охватывает масштабное перевооружение.
«Уж слишком мы завязаны на ресурсы, комплектующие и прочее по импорту и слабо используем сырьевые ресурсы собственной страны. Модернизация деревообработки как раз призвана устранить эти перекосы. В Беларуси на душу населения приходится 173 кубометра леса, что в 2,5 раза выше мирового уровня. Тем не менее до недавних пор в белорусском экспорте данной продукции преобладал лес-кругляк и дешевые полуфабрикаты. Вывозили лес, а покупали за валюту мебель, качественную бумагу и другую продукцию с высокой добавленной стоимостью вместо того, чтобы производить ее у себя», — пояснял Президент.
С какими проблемами столкнулись предприятия
Однако в гору дела пошли далеко не сразу. Концерн «Беллесбумпром» стал фактически первопроходцем в этом деле, поэтому не удивительно, что предприятия столкнулись с рядом проблем. Многое им приходилось делать впервые, порой — методом проб и ошибок. В работу были включены финансовые, проектные и строительные организации, мировые производители технологического оборудования, различные службы и органы.
И если к ошибкам, допущенным по неопытности, Александр Лукашенко относился с пониманием, то банальным и недопустимым нарушениям финансовой дисциплины, бесконтрольности и откровенной бесхозяйственности на местах Президенту пришлось дать бой и принять самые жесткие меры. Например, после посещения в 2012 году «Борисовдрева» глава государства поручил подготовить декрет, который бы укрепил трудовую дисциплину на предприятиях. В то же время Президент потребовал поднять зарплату на фабриках и заводах, чтобы у рабочих был стимул трудиться.
«Подготовьте декрет. До окончания модернизации и реконструкции запрещается увольнение работников. Работник не может уволиться с предприятия без разрешения руководителя. Отпустит — пусть уходит, не отпустит — должен работать. За нарушение — на принудительные работы. Касается всех: рабочий, специалист и руководитель. А то мы достукаемся до того, что завтра начнут ходить по Борисову и Минску с вилами и друг друга колоть, вместо того чтобы запустить производство и получать $1 тыс. в 2015 году», — подчеркнул тогда Александр Лукашенко.
Легко ли Президенту давались подобные решения? Наверняка принимать их было непросто. Но как иначе, если из бюджета выделяются огромные деньги, а планы срываются? Когда на предприятия поставляется новое оборудование, а его оставляют гнить под крышей? Это были единичные случаи. Но так или иначе чиновники и директора лишались своих должностей, а порой — и свободы.
К чему привела модернизация деревообработки
О том знаменитом декрете сегодня, наверное, никто уже и не помнит. Зато в разных уголках Беларуси работают современные производства, люди обеспечены достойной работой и выпускают продукцию, востребованную во многих странах мира. И еще один важный момент: если бы власти вовремя не спохватились и не приняли решение о модернизации отрасли, многие предприятия сегодня бы уже не существовали. Они бы просто-напросто умерли на рынке, не выдержав конкуренции.
«Объем переработки древесины с момента начала модернизации до сегодняшнего дня вырос на 20 миллионов метров кубических. То есть если в 2010 году объем переработки составлял чуть менее 6 миллионов, то в 2023 году он достиг более 25 миллионов метров кубических. В целом объем производства на модернизированных предприятиях вырос в 12 раз, при этом глубина переработки выросла с 38% в 2010 году до 70% в общем по республике, а если смотреть по предприятиям концерна, даже более 99% сырья используется в производстве на технологические и энергетические цели», — рассказал заместитель председателя концерна «Беллесбумпром» Сергей Касьянов.
Возьмем, например, Добрушскую бумажную фабрику «Герой труда» — одно из старейших предприятий бумажной отрасли в Беларуси. Вообще, организовать производство писчей бумаги в Добруше предложил военный деятель Российской Империи граф Иван Паскевич. Однако осуществить этот замысел смог лишь его единственный сын и наследник Федор. Именно благодаря ему под Гомелем стали производить несколько типов бумаги: оберточную, спичечную, писчую, печатную и газетную. К концу 19-го века Добрушская писчебумажная фабрика стала крупнейшим предприятием в стране, а в 1903 году заняла восьмое место в списке фабрик и заводов Российской Империи. В советские годы каждая седьмая школьная тетрадь выпускалась именно в Добруше.
«На момент ввода в эксплуатацию данного вида продукции не производилось ни в странах СНГ, ни в Беларуси. Параллельно с нами построен и запущен похожий завод в Каме (это Пермская область). И на сегодняшний день мы двумя заводами обеспечиваем полную необходимость в данном виде сырья для типографий Беларуси и Российской Федерации, а также экспортируем в Среднюю Азию, Китай и страны ближнего зарубежья. Это картон премиум-класса. Производственная мощность данного комплекса составляет 200 тысяч тонн в год. В этом году планируется закрыть около 170 тысяч тонн, но к концу года уже практически выйдем на полную производственную мощность», — заявил первый заместитель директора фабрики Ромас Радевич.
За последние три года объемы производства на фабрике в финансовом выражении выросли в десять раз. Конечно, это отразилось и на уровне заработной платы — для простых работников это основной показатель. Кстати, к модернизации на предприятии подошли со всей ответственностью, сохранив раритетное оборудование. Только представьте, станкам, которые производят картон, почти 130 лет, а они все еще работают. Какой хозяин решится избавиться от такого редкого и очень даже рабочего — пусть и устаревшего — оборудования? При должном подходе и такому агрегату обязательно найдется работа.
«Я вас поздравляю! Эпопея со строительством этого уникального предприятия закончилась. Наверное, это в какой-то степени для нас наука. Мы здесь многое познали: как надо строить и контролировать строителей. Но я доволен, что мы закончили эту стройку. Мы умеем делать все, когда мы суверенны, независимы, когда мы понимаем, что делаем для себя и своего народа. Вы делали для своих детей. Потому что уже сейчас ситуация складывается таким образом, что ваши дети там, даже в Гомеле и в Минске, никому не нужны: идет конкуренция, и она будет нарастать. Поэтому берегите это производство, чтобы сюда пришли наши дети и могли работать», — сказал Александр Лукашенко посещая предприятие в 2021 году.
Как «Мостовдрев» освоил новые технологии
А наше следующее предприятие расположилось на западе Беларуси. Оно может похвастаться 100-процентной переработкой древесины и абсолютно безотходным производством. Здесь выпускают пиломатериалы, фанеру, древесноволокнистые плиты и ламинированные напольные покрытия.
История компании «Мостовдрев» началась практически 100 лет назад, когда братья Конопацкие построили в Мостах фанерный завод. На тот момент это было самое оснащенное предприятие своей отрасли в Европе. Его продукция, в том числе и авиационная фанера, поставлялась в Англию и Бельгию, Сингапур и Малайзию, Аргентину. В 1939 году фабрика была атакована самолетами люфтваффе, но советские власти смогли восстановить предприятие после вхождения Западной Беларуси в состав БССР и снова вывести его на передовые позиции. В 2007 году здесь также началась масштабная модернизация. Как и в случае с Добрушем, работы велись с переменным успехом. Но эффект от техперевооружения налицо.
«Да, конечно, может быть, схватились за ношу, которая не под силу. Не было хороших проектных институтов, основывались на каких-то аналогах. Наши специалисты ездили в Европу и смотрели, как работает оборудование. Все осилили. Я всегда говорил, что мы горды тем, что мы осилили такую ношу и сделали большой задел на будущее. Сегодня увеличены втрое объемы производства, если сравнивать с тем периодом. Раз увеличились объемы, соответственно есть стабильная ежемесячная заработная плата. Условия труда: если раньше работали в кирзовых сапогах, то сегодня фактически все в тапочках у нас. И профессии появились новые. Это фактически те же самые айтишники, но они операторы — линии автоматические. Это все было сделано за счет государственных денег, сегодня мы их отдаем в бюджет. Это хорошие капиталовложения страны», — заметил генеральный директор ОАО «Мостовдрев» Сергей Ососов.
Благодаря модернизации у «Мостовдрева» появились дополнительные финансовые ресурсы. Компания инвестировала в строительство нового лесопильного завода, и производство «выстрелило» — за местными пиломатериалами сегодня выстраивается очередь из зарубежных партнеров. В целом же все заводы «Мостовдрева» загружены на 100%, на экспорт уходит практически 80% продукции.
«Технология была подобрана таким образом, что в дело идут все отходы лесопильного производства. Щепа идет для производства МДФ, выпуска другой маржинальной продукции, кора и прочие отходы идут для энергомодуля. Мы на нашем предприятии вообще газ не потребляем, топим (а энергетика у нас огромная) только отходами производств. За счет этого очень сильно экономим и снижаем себестоимость продукции», — пояснил заместитель генерального директора — главный инженер «Мостовдрева» Андрей Маковец.
Реализовывать масштабные проекты для Беларуси не впервой. И масштабная модернизация деревообрабатывающей отрасли — один из них. Как подчеркивает Александр Лукашенко, решение подобных стратегических задач — это будущее любой страны. А без будущего не может существовать ни один человек, ни одно государство.