Ответ на этот вопрос прозвучал на пресс-конференции по случаю Дня автомобилиста и дорожника. Свой профессиональный праздник люди этих профессий отметят в воскресенье, 27 октября.
Напомним, что в стране начата реформа в сфере автомобильных перевозок пассажиров. В январе 2024 г. был создан Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Этот механизм стал одной из норм реализации указа №32, подписанного Главой государства 25 января 2024 г., для обеспечения безопасности автомобильных перевозок, создания условий для добросовестной конкуренции и повышения качества услуг в этой сфере.
На этом ресурсе аккумулируются важные данные об автомобильных перевозчиках (как организациях, так и ИП), транспортных средствах (от автобусов до «легковушек» и такси), на которых оказываются такие услуги, водителях, работающих на нерегулярных маршрутах, а также о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчерах такси.
Работа на наполнению Реестра началась с 1 августа, и по 31 октября внести данные о себе перевозчики могут совершенно бесплатно. А уже с 1 ноября, когда ресурс заработает в полную силу, зарегистрироваться в системе можно будет только на платной основе.
Цена вопроса – 1 базовая величина, которая сегодня равна 40 руб. Это если в Реестр вносят информацию о работниках в сфере нерегулярных перевозок. Данные о машине – 2 базовые, сведения о диспетчере перевозок – 100 базовых.
Добросовестные перевозчики уже успели позаботиться о том, чтобы зарегистрироваться в реестре и официально оказывать свои услуги. Те, кто не внесет свои данные на электронном ресурсе, с 1 ноября будут вне закона. В связи с такими преобразованиями белорусы опасаются, не повлекут ли корректировки оказания автомобильных перевозок в нерегулярном сообщении рост цен на услуги такси.
Ситуацию прокомментировал начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Андрей Гладкий.
– Все мы как потребители видели, что в зависимости от спроса, времени суток (при использовании мобильных приложений) происходит повышение тарифов. Если говорить о повышении тарифов в рамках реестра, то мы не прогнозируем повышения, – приводит его слова БелТА.
Спикер заявил, что вопрос ценообразования в сфере такси находится на контроле Министерства антимонопольного регулирования и торговли, проводится определенная работа. Со своей стороны Минстранс заверил, что факты завышения цен будут жестко пресекаться, чтобы права потребителей не нарушались.
По мнению Андрея Гадкого, главная цель реформы в сфере нерегулярных автомобильных перевозок заключается в том, чтобы рынок таких услуг сделать более прозрачным и уравнять условия ведения бизнеса для всех категорий перевозчиков. В свою очередь пассажиры с помощью реестра смогут выбрать наиболее безопасную по их мнению кампанию для путешествий, изучив на электронном ресурсе данные о перевозчике, водителе и задействованном транспорте.
Остается только добавить, что с 1 ноября физлица смогут оказывать услуги по перевозке пассажиров в такси только двух случаях. Либо нужно официально регистрироваться в статусе ИП и заявить о себе в реестре как об автомобильном перевозчике. Причем привлечь к работе по трудовому договору предприниматели смогут не более трех водителей. Они применяют общий порядок налогообложения и уплачивают подоходный налог с физических лиц по ставке 20%.
Физлицо также может работать таксистом в качестве наемного работника с обязательным заключением трудового договора при условии внесения в Реестр данных о самом водителе, его рабочем автомобиле и непосредственно автомобильном перевозчике. В этом случае работодатель обязан уплачивать в бюджет с доходов наемного водителя подоходный налог с физлиц в размере 13%.