Первое. Всебелорусское. Народное
Некруглая, но очень важная годовщина отмечается сегодня и завтра. 19 — 20 октября 1996 года в Беларуси зародился принципиально новый политический институт. В те дни в Минске прошло первое в истории независимой страны Всебелорусское народное собрание. Со временем оно обретет конституционный статус, станет высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. А тогда, 28 лет назад, ВНС стало еще одним мощным и ярким свидетельством народной политики Главы государства. Его опоры исключительно на народ. И его политики, нацеленной на интересы страны и общества.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Я ни минуты не сомневаюсь в мудрости и прозорливости белорусского народа, представителями которого вы являетесь. Уверен, вы правильно разберетесь в сложившейся ситуации и поможете это сделать тем, кто вас послал на это собрание. Впереди у нас немало дел, много трудностей. Но я верю, что ничто не способно внести раскол между Президентом и избравшим его народом.
Из доклада «Только народ вправе решать свою судьбу» на первом Всебелорусском народном собрании, 19 октября 1996 года.
Острота момента
В тот год страна активно готовилась ко второму в своей суверенной истории референдуму. Необходимость такого арбитража была очевидной практически для каждого: к 1996‑му противоречия между Президентом и так и не привыкшим за два года к новому центру власти Парламентом обострились настолько, что Беларусь погрузилась в серьезный политический кризис. Для выхода из него Александр Лукашенко в августе 1996 года предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет проведение референдума поддержал. Но решил при этом предложить народу альтернативный вариант Основного Закона: превратить республику в чисто парламентскую.
Такое решение тогдашних депутатов походило больше на агонию. 11 июня 1996 года наша газета писала о его тупиковости: «Верховный Совет во многих случаях говорил гораздо эффективнее, чем делал… Откровенная политическая ангажированность… зачастую приводит и к несогласованности в работе, и к отсутствию ясной всем линии. То же самое можно сказать и об отдельных комиссиях, которые создавались по принципу крыловского квартета… Вряд ли в управлении государством можно добиться чего-то путного, если даже наиболее солидные люди будут подменять законотворческую работу политической трескотней».
Совет с народом
Белорусская Конституция четко обозначала способ решения социально спорного вопроса: референдум. Более того, этот механизм годом ранее уже задействовался в Беларуси, то есть был отработан.
Тем не менее Глава государства сделал свою позицию и свою политику еще более народной.
Стремясь наиболее полно обеспечить участие широких слоев населения в обсуждении волнующих общество проблем, принимаемых высшим руководством страны решений, Глава государства 29 августа 1996 года издал Указ «О созыве Всебелорусского народного собрания». Обсудить стратегию и тактику развития страны было предложено почти пяти тысячам делегатов.
— Право экспертизы власти должно быть предоставлено народу, — пояснял Президент суть ВНС в «СБ» 28 сентября 1996‑го.
Этот форум собрал в минском Дворце спорта и объединил представителей всех регионов страны — людей разных социальных групп, профессий и возрастов.
— Сегодня идет борьба за власть, — изложил Глава государства свою позицию осенью того же года на конференции Республиканской организации ветеранов. — Оппозиция стремится захватить фабрики, заводы, распродать землю в частные руки, выселить людей на хутора. Поэтому им, либералам и националистам, нужно искать какие-то извилистые пути, чтобы пробраться к власти. Мне — не нужно.
Я выбираю самый открытый, честный и демократичный путь — совета с народом. И с этого пути я не сверну, какое бы давление на меня ни оказывалось внутри страны или из-за рубежа.
Фундамент консолидации
Итогом обсуждения стало принятие первой в истории суверенной Беларуси программы социально-экономического развития страны на пятилетку.
— Вспомните, сколько было шума и гвалта, что у нас нет программы, — говорил Александр Лукашенко в своем докладе на первом ВНС. — Сейчас она есть. Некоторые ее положения могут не устраивать Правительство, деловые круги промышленников и т.д. Главное, что она устраивает народ в целом и способна стать фундаментом консолидации всех слоев общества.
Белорусский политолог и депутат, председатель правления РГОО «Белорусское общество «Знание» Вадим Гигин подчеркивает:
— Собрание проводилось в полном соответствии с действующей Конституцией, статья 3 которой гласит: «Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ». Конституция гарантирует белорусским гражданам право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Выборы делегатов проводились на заводах, в колхозах, научных и учебных заведениях, воинских частях и по месту жительства граждан. В целом в выдвижении делегатов приняли участие 2,3 миллиона человек.
Таким образом, первое Всебелорусское народное собрание было сформировано путем свободных демократических выборов.
Народное вече решило, что стране нужно больше работать на экспорт, строить жилье и развивать агропромышленный комплекс. Справедливость этих выводов и сегодня, 28 лет спустя, никто не сможет оспорить. Как и уникальность белорусской политической модели, важнейшим элементом которой стало народовластие. И Всебелорусское народное собрание как его воплощение.
Первое ВНС в цифрах
По информации районных, городских, областных оргкомитетов по подготовке и проведению в 1996 году Всебелорусского народного собрания, было избрано 4740 участников: 800 — от Минска и по 650 — от каждой области. Делегатами ВНС были 1164 женщины (24,7 процента), 637 рабочих и аграриев (13,6 процента), 554 инженерно-технических работника (11,7 процента), 720 тружеников социально-культурной сферы (15,3 процента), 1064 руководителя предприятий и организаций (22,6 процента). 1382 делегата (30 процентов) составили студенты, предприниматели, военнослужащие, пенсионеры. При этом 43 участника были Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда, 936 — кавалерами высоких государственных наград.