В годовщину президентских выборов во Дворце Независимости состоялся «Большой разговор с Президентом». Встреча Главы государства Александра Лукашенко с представителями общественности, экспертного и медийного сообщества длилась 8 часов 15 минут. Самое главное в подборке «Авангарда».

Беларусь прошла серьезное испытание на национальное единство

«Мы прошли серьезное испытание на национальное единство. Знаем, у нас есть все для того, чтобы этот период в своей новейшей истории пройти достойно. Есть народ, думающий, образованный, преданный интересам суверенной Беларуси. Есть всеобщее понимание, что в сфере национальных интересов мы все смотрим в одном направлении – государственном», — заявил белорусский лидер.

Александр Лукашенко отметил, что нынешний 2021 год и был объявлен Годом народного единства потому, что белорусы смогли сохранить страну в борьбе за свой выбор исторического пути и своих перспектив. Президент подчеркнул, что это было бы невозможно без консолидации общества в желании и стремлении обеспечить мир на родной земле.

Президент добавил: «Как бы ни было сложно и трудно, мы пережили этот год. Он был непростой. Мы выдержим и другие годы. Но мы не отступим, не встанем на колени. Хватит. Нас ставили на колени. А кто не вставал, того уничтожали — каждого третьего — в середине прошлого века. Кто этого не знает, приезжайте чаще — мы вам расскажем».

Одни готовились к справедливой кампании, а другие — к перевороту

Предвосхищая вопросы журналистов о последних выборах, глава государства отметил: «Мы тогда провели подготовку к выборам и сами выборы в условиях тотальной гласности и демократизации политической жизни. Разница была лишь в том, что одни готовились к справедливым и честным выборам, а другие, призывающие «долбить власть», к перевороту», — заявил Президент.

При этом Глава государства признал, что  действительно не уделял внимания проведению агитационной предвыборной кампании, потому что не это было в приоритете в то время – нужно было заниматься вопросами лечения людей от коронавируса, спасения жизней. «Я не самоустранился. У меня не было для этого времени. Мне нужно было защитить людей, спасти их», — подчеркнул Александр Лукашенко. Ведь в то время, в отличие от других государств, Беларусь не закрыла границы, не ввела комендантский час, хотя этого требовали не просто политики из-за границы, а специалисты Всемирной организации здравоохранения. И тогда они были приглашены приехать и лично оценить обстановку. По итогам этого визита специалисты ВОЗ, пусть и непублично, но между собой признавали: о том, как организована медпомощь в Беларуси, надо говорить на Западе, чтобы об этом слышали те, кто критикует Президента, потому что уровень лечения и безопасности по борьбе с ковидом в Беларуси беспрецедентный.

Развитие экономики – результат принятых антиковидных мер

«Основа того, что происходит в первом полугодии в экономике, была заложена тогда, когда мы не остановили экономику, не загнали людей в четыре стены, когда мы выработали четкий подход к лечению людей – амбулаторный, клинический и санаторный этапы. Назовите хоть одно богатое государство, которое пошло этим путем? А это немалые деньги. Но люди дороже», — сказал Александр Лукашенко. Он также добавил, что в прошлом году падение мирового ВВП в отдельных, в том числе ведущих, странах было колоссальным.

«Мы, по-моему, 0,1% или 0,2% всего лишь потеряли в прошлом году к предыдущему. То есть у нас в прошлом году был очень высокий уровень. И к этому высокому уровню года мы сегодня приросли – примерно 3,5%. Для нас это хорошие показатели. Понятно: все, что происходит, во многом обусловлено внешними факторами и внутренними. На внешних рынках цены на продукты, на другие виды товаров выросли значительно. А поскольку мы не закрылись в прошлом году, у нас достаточно было товара, чтобы на рынке предложить к этому спросу наш товар по высоким ценам. Поэтому мы получили хороший результат. В том числе и в плане внешнего сальдо платежного баланса. Оно у нас положительное», — констатировал он, отметив высокий спрос на белорусскую продукцию.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло. Во всем мире, особенно в нашей братской России, на постсоветском пространстве, Украине и так далее, люди еще раз увидели белорусскую продукцию. Особенно продукты питания. Мы наторговали за полгода около $3 млрд на продуктах питания и планируем в этом году превзойти $6 млрд. Но это не главный наш товар. То есть у нас было что при дефиците предложить миру. И мир купил. Ну, естественно, рост объемов. При таком спросе рост объемов нас просто спас», — пояснил Александр Лукашенко.

Любая интеграция возможна, но без потери государственности и суверенитета

На «Большом разговоре» говорили и о перспективах развития сотрудничества с Россией. Президент отметил, что Беларусь никогда не была против теснейшего союза с Россией, но основа любого союза — это одинаковые условия и равноправие. «Основа любого союза — это одинаковые условия, равноправие», — подчеркнул белорусский лидер. Он отметил, что для людей — обычных граждан двух стран — равноправие во многом обеспечено. «Но как можно интегрироваться и делать шаги, если у вас цены на природный газ в два-три раза ниже, чем в Беларуси», — обратил внимание Александр Лукашенко.

«Намеки от отдельных лиц идут, чтобы разрушить эту интеграцию, чтобы нас оттолкнуть от России с намеком на то, что интеграцию они понимают как вхождение Беларуси в состав России. Вы для нас — родные люди, я всегда проводил эту политику. При этом мы суверенные и независимые государства, наши люди очень ценят то, что спустя много веков мы стали суверенными и независимыми. И когда я слышу эти намеки, что Беларусь войдет в состав России, я думаю, а нужна ли России еще одна головная боль? Нет, и Президент России так это и понимает», — сказал Александр Лукашенко.

Глава государства считает, чтобы развивать интеграцию, особенно в сфере экономики, «не надо того, чтобы кого-то взять и включить в состав». «Говоря об интеграции, мы должны четко понимать — любая интеграция возможна, но без потери государственности и суверенитета. У нас было около 30 дорожных карт. С Владимиром Путиным сразу убрали ту, которая имела политический подтекст. Это было предложение Владимира Владимировича. Он сказал: «Слушайте, если мы все время на нее наталкиваемся, если мы не может решить – давайте ее отложим или вообще выбросим». Я его поддержал. Сказал, мы ничего не потеряем, потому что у нас не национальные, а совместные ведомственные органы. Например, совместная коллегия Министерства промышленности России и Беларуси, совместная коллегия Минобороны Беларуси и России и другие – и они работают. И я задаю при всех вопрос на переговорах – на какие вопросы мы не решили? Все вопросы решены», – подчеркнул белорусский лидер.

Он отметил также, что события прошлого года многое показали и подтолкнули Беларусь и Россию к более активному сотрудничеству.

Что касается санкций это всегда возможности.

Говоря о развитии белорусской экономики в условиях санкционного давления, Глава государства обратил внимание, что экспорт действительно важен для страны, так как значительные объемы производимой продукции предназначены для поставки на внешние рынки. Однако рынки Европейского союза и США, которые сейчас вводят санкции, для Беларуси не являлись приоритетными, отечественную продукцию туда никогда особо и не пускали, отметил Президент. Он также напомнил, что Беларусь практически все время находилась под влиянием тех или иных санкций. Единственный период без них – когда по предложению лидеров России и Германии Владимира Путина и Ангелы Меркель Минск был выбран в качестве места проведения переговоров в «нормандском формате» по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины.

Как отметил Александр Лукашенко, ни одни страны не имеют такого взаимодействия, как Беларусь и Россия, поэтому государства без труда смогут совместно преодолеть любые санкции, вводимые против них. «Нам не надо переживать. Мы две самодостаточные страны. Имея наш опыт, нам даже много денег не надо, чтобы восстановить разрушенное и обеспечить людей всем необходимым. Раньше, например, женщины стояли в очереди за пачкой порошка, мы вместе за один год смогли возвести десяток предприятий, которые его производят. Свой народ не могли обеспечить продовольствием, а другим помогали. Мы извлечем опыт из ошибок. Что касается санкций – это всегда возможности. Не хотите нам что-то поставлять, получайте эмбарго. А мы обойдемся. У нас гигантская территория, огромный опыт и есть все, чтобы перепахать землю, посеять, убрать и накормить людей», – сказал белорусский лидер.

По словам Главы государства, так называемые интеграционные карты были переформатированы в союзные программы. Всего их 28. И остался нерешенным один вопрос. Он напомнил, что единое экономическое пространство, которое выстраивают Беларусь и Россия, предполагает равные условия для всех субъектов хозяйствования, предприятий и людей. Рыночные условия. «Мы согласны на рыночные условия, но условия должны быть равными. Мы договорились с Президентом России, что мы преодолеем всякие барьеры и выравняем эти условия», – отметил Александр Лукашенко.

«Мне хотелось бы надеяться, о чем мы с Президентом (Путиным. — Прим.) договаривались, что в этом году, в конце года, состоится Высший государственный совет Союзного государства. И он должен быть этапный, там мы должны принять очень серьезные решения. Думаю, если там россияне уж очень побоятся по газу сделать какой-то шаг по выравниванию условий, мы эти 28 союзных программ (карты были переработаны) примем. Это будет колоссальный шаг вперед», – сказал Глава белорусского государства.

Стратегическое будущее Беларуси определено

Отвечая на вопрос о горизонтах стратегического планирования, Александр Лукашенко с акцентом на Россию заметил, что соответствующие планы есть и в экономике, и в военно-политической сфере. «Возьмем военно-политическую сферу. У нас очень далеко все спланировано, и я даже не вижу этих горизонтов в плане создания совместной белорусско-российской армии, назовем ее так», – сказал он.

Что касается экономики, белорусская сторона настаивает на полнейшей кооперации, в частности в сфере ремонта и обслуживания авиатехники. «Например, недавно вы на крыло поставили МС-21 (новый пассажирский самолет. — Прим.), – сказал глава государства. – Для огромной России это перспективный самолет, а значит, нам огромный пласт работы: их надо обслуживать, ремонтировать, производить запчасти и т.д. Потому что в нем большая импортная составляющая. Мы можем кусок заместить в этом самолете», — сказал он.

Вместе с тем, заметил Александр Лукашенко, кооперация должна строиться на взаимовыгодных и уважительных условиях. «Не так, как нам предлагали: МАЗ включайте в состав КАМАЗа. Нет, мы на это не пойдем. Должно быть порядочно. Как будто вы ведете переговоры с немцами и американцами», – отметил глава государства, добавив, что в Беларуси сохранены и наука, и производство, поэтому страна может быть полезна России по многим направлениям.

Новая Конституция. Нейтралитет. Приоритет национальному законодательству

В центре внимания также были предполагаемые изменения в Конституцию. Глава государства отметил, что в Беларуси необходимо открыто, честно провести референдум по предлагаемым изменениям в Конституцию. «Нам скрывать нечего, мы должны провести референдум открыто, честно, по Конституции», – подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент добавил, что окончательный проект новой Конституции будет предварительно опубликован, чтобы граждане смогли ознакомиться с предлагаемыми изменениями.

Во время встречи Александр Лукашенко ответил на предложение сделать национальное законодательство приоритетнее международного. Так, он отметил, что вернется к этому вопросу чуть позже – когда будет готов проект новой Конституции Беларуси. «Опыт есть – Российская Федерация. Поэтому, думаю, вместе со «старшим братом» нам будет легче преодолеть и критику, и навалы разные. МИД, Правительство работают: надо всегда взвешивать, что мы от этого получим и что можем потерять», – подчеркнул Александр Лукашенко. «Но я лично на данный момент, исходя из той информации, которая у меня есть, ближе к вашему предложению (сделать национальное законодательство приоритетным. — Прим.)», – добавил Глава государства.

Александр Лукашенко также высказал свое мнение, стоит ли в проекте новой Конституции прописывать упоминание о нейтралитете страны, как есть в настоящее время. «Что касается нейтралитета, это не обсуждается. Это решение Всебелорусского народного собрания –тогда все бурно поддержали, – отметил белорусский лидер. – Нейтралитета нет фактически. По Конституции – нейтралитет, а мы состоим в военно-политическом блоке ОДКБ и так далее. Правильно это или нет – конечно, правильно. Это дополнительный уровень безопасности».

В Беларуси никогда не было и не будет репрессий

Отвечая на вопрос представительницы американского телеканала CNN, Александр Лукашенко отверг упреки в репрессиях.

«Мне с американцами совсем просто говорить. Скажите, пожалуйста, вопрос риторический (я отвечаю на ваш вопрос): вы (США. — Прим.) зачем застрелили девушку в Конгрессе, которая была участница войн в защиту Соединенных Штатов Америки и их интересов? После этого вопрос о репрессиях в отношении населения с моей стороны просто меркнет. Вы привыкли к тому, что вы гегемоны в мире – вам все позволено. Сколько человек вы посадили после событий у Конгресса? Когда вы законно избранного президента (я имею в виду Трампа) растоптали, убрали его из средств массовой информации, c YouTube и прочее вычеркнули напрочь и поставили своего президента. Это что, было законно?» – спросил Александр Лукашенко.

Глава государства отметил, что во время президентских выборов в США граждане голосовали по почте, бюллетени выбрасывались в мусорку, были и другие многочисленные нарушения. «Вам – можно. Вы творите беспредел во всех местах мира и мне говорите о каких-то репрессиях. С моей стороны не было никаких репрессий. Я принял правила игры тех бандитов, которые под руководством американских спецслужб двинулись к нам в суверенное и независимое государство. Я Президент и по Конституции обязан защитить это государство. Что я и сделал», – подчеркнул Александр Лукашенко.

Александр Лукашенко добавил, что противники белорусского государства сейчас пытаются подвести его к международному трибуналу. Но уцепиться не за что.

Массовые акции в стране не были мирными

Президент также подчеркнул, что прошлогодние массовые акции в стране не были мирными, и это планировалось изначально.

«Какие это мирные акции – взрывы, петарды и прочее? Оно ж видно, откуда летели. Скажете, что это в ответ на «жестокость»? Да нет, они принесли их туда. Еще этой «жестокости» не было, столкновений. А они с этими боеприпасами туда пришли. Заточки, ножи, прочая взрывчатка. Они зачем это туда принесли, на мирные акции? Поэтому мирными акциями там не пахло», – подчеркнул белорусский лидер.

Александр Лукашенко отметил, что в Беларуси на такие события отреагировали гораздо мягче, чем, например, в США. «Сколько заключенных по вашингтонскому делу, когда там хотели устроить переворот, сейчас находятся под следствием и в тюрьмах, не назовете? Вы не знаете. А в Беларуси вам любой журналист скажет: минимум полтысячи томится в тюрьмах, они там по закону сидят. Не дело было врываться в парламент США, ворвались – получили, – рассказал он. – Вы за что хотите нас наказать? За то, что мы защитились, не стреляя огнестрельным оружием в голову женщинам? Не надо. Что касается мирных акций, мы видели, какие они мирные. Мы вам покажем кадры, как заезжали с тыла и ломали омоновцев и прочих, когда люди сидели с разбитыми лицами и лежали в больницах. За 2 дня 11 серьезных травм получили сотрудники милиции. Мы видели, как делали это очумелые. Посмотрите эти кадры в интернете. Скажите, мы эту бойню развязали?»

 Единственный антидот против информационного яда в виде фейков — это правда

«В современном мире так называемую демократию уже давно заменил цифровой диктат. И правят в этом мире откровенные ложь, хайп, хейт, буллинг, троллинг, боты и прочие коммуникативные новации, – сказал Президент. – Сегодня они создают негативный эмоциональный фон в обществе или, как вы говорите, информационный шум. Самое печальное, что этот искусственный виртуальный мир влияет на принятие реальных фундаментальных политических решений на международной арене».

Александр Лукашенко отметил, что всегда призывал людей, формирующих общественное мнение, к соблюдению профессиональной этики. «И сегодня, невзирая на негативный опыт прошлого, говорю: единственный антидот против информационного яда в виде фейков – это правда и еще раз правда. Как говорят в народе, капля камень точит. Именно благодаря такому подходу мы выдержали и уверенно держим этот информационный удар», – подчеркнул белорусский лидер

Мнение

Большой разговор показал, кто настоящий лидер нации  

Таким мнением поделилась главный редактор «Авангарда» Ирина ПАЛУБЕЦ, участница встречи главы государства с представителями общественности, экспертного и медийного сообщества. К слову, участниками «Большого разговора с Президентом» стали около 300 человек. Всего же на встречу с Главой государства пришло около тысячи заявок, причем треть из них от представителей зарубежья.

— Думаю, не только для меня, «Большой разговор» еще раз убедительно показал, кто лидер нации. С присущей ему прямотой и харизматичностью Президент на протяжении 8 часов не просто честно и откровенно отвечал на вопросы журналистов, в том числе самые острые, но задавал тон диалогу.   На это способен только настоящий лидер. Лидер, который знает, чем живет и чего хочет его народ. Помните, что он ответил на вопрос, какой он видит Беларусь в будущем? «Чтобы женщины не боялись выйти вечером на улицу, рожали детей. Я хочу, чтобы у нас была спокойная страна. Остальное мы купим: нам много не надо. Чтобы купить, мы деньги найдем. А в основном своими мозгами, своими руками все произведем, что мы и делаем сейчас. Главное – личное стремление. Мы не будем сковывать личную инициативу людей», – ответил он. Президент отметил, что спокойствие может быть только тогда, когда для этого есть нормальная экономическая основа, когда у людей есть работа: «Если человек хочет и может, он в Беларуси всегда заработает. Кто не может – мы всегда поддержим таких людей».

Ожидаемо много вопросов было задано западными журналистами о событиях 2020-го года – на них глава государства отвечал особенно подробно, продемонстировав всему миру отличную политическую форму. Чего не скажешь о его оппонентах из CNN, ВВС, Wall Street Journal и SkyNews. Думаю, те, кто следил за «Большим разговором» в прямом эфире, понимают, что я имею в виду.

Интересной мне показалась позиция российского коллеги Игоря Коротченко, который сказал, что если бы в свое время так защищали СССР, как Лукашенко Беларусь, мы бы все жили одной большой страной.  Пожалуй, я соглашусь.