Для чего он нужен, мы разузнали, пообщавшись с его модераторами и участниками.

Как рассказала нам председатель Узовского сельсовета Елена Былицкая, группа в мессенджере Viber «Жители Узовского сельсовета» появилась полтора года назад. Сегодня она насчитывает 388 участников. С ее помощью местная власть первой узнает о проблемах сельчан, а также использует возможности сетевого сообщества для оперативного информирования населения о важных вопросах.

Татьяна Чумакова(справа)
Ольга Шумская

Идея создания группы принадлежит Ольге Шумской и Татьяне Чумаковой. Татьяна работает управляющим делами сельисполкома, а заодно в режиме 24/7 администрирует группу в Viber. Ольга была инспектором в сельисполкоме. Кстати, несколько лет назад Ольга с мужем сменили городскую прописку на сельскую: продали однокомнатную квартиру в Гомеле и переехали в Узу. Купили дом с приусадебным участком, сейчас растят Мишу, Мирона и Максима – «МММ», в шутку говорят их друзья. Сейчас она с головой ушла в материнские хлопоты: в семье родился третий сынишка, – но она нашла время пообщаться с нами и рассказать, как пришла идея создать сельский паблик.

– Идея возникла не на пустом месте. Как мама, я состояла в родительских чатах, и в какой-то момент подумала: а почему бы не попробовать обзавестись таким же и нам? Так группа в Viber стала отличной социальной площадкой, самым быстрым и эффективным каналом для распространения информации. И хотя я уже не работаю в сельсовете, но связь с бывшими коллегами стараюсь не терять: ведь на одной территории живем, сталкиваемся с одними и теми же трудностями, вместе их пытаемся разрешить, помочь друг другу, – признается Ольга.

Именно взаимопомощь и желание как можно быстрее устранить возникающие у людей трудности, а где-то и предупредить проблемы, послужило толчком для создания группы, уверена управделами Татьяна Чумакова.

– Знаете, какое первое сообщение мы написали в группе? О сборе заявок от населения о нарушениях в работе освещения. Чтобы энергетики выехали на территорию, от сельсовета необходимо сформировать минимум 5 заявок, а у нас не хватало. Всех обзвонить нереально. Вот мы и создали группу, пригласив туда первую двадцатку самых активных сельчан. Не прошло и получаса, как мы получили обратную связь и были оповещены о всех неисправностях.

Сегодня с нами на связи все, у кого есть Viber и кому небезразлична жизнь сельсовета. Самые активные, конечно, женщины, хотя и мужчины пишут. В группе не только поднимают проблемы, но и обмениваются важной информацией, поздравляют с праздниками. Одним словом, это и книга жалоб и предложений, и бюро находок, и новостной чат, и афиша, и информационный стенд, и бесплатная барахолка. Мы действительно видим, что многие вопросы и проблемы можно решить в группе. К тому же, новости быстрее распространяются через соцсети и мессенджеры, чем через традиционные объявления на информстендах или собрания граждан. Так почему бы не воспользоваться этим инструментом, чтобы улучшить качество жизни земляков и сделать эффективнее свою работу? Кстати, не только мы одни хотим сделать свою работу продуктивнее. Возможностями группы пользуются также: участковый инспектор отдела милиции, начальник районной инспекции по делам несовершеннолетних, медработники, начальник участка ЖКХ, начальник отдела ЖКХ, архитектуры и строительства райисполкома и многие другие, – рассказала Татьяна.

Всего в семи населенных пунктах Узовского сельсовета проживает 2447 человек. Шестая часть из них состоит в группе. Среди них и жительница Узы Ольга Овчинникова:

– Я уже и не помню, кто меня пригласил в группу, давно это было, но хочу сказать большое спасибо всем, кто причастен к созданию чата и обеспечивает его бесперебойную работу. Здесь размещается не только полезная информация, но и решаются проблемы. Нас слышат и стараются помочь – это главное. Вот недавно у нас из-за сильного ветра почти во всей деревне было нарушено электроснабжение – в группе сразу разместили информацию, что энергетики приступили к работе, и электричество будет восстановлено. Тема расчистки дорог от снега тоже на контроле всегда. Мы уже привыкли получать через группу важную и достоверную информацию: о вакцинации, о проведении выездных приемов специалистами районного или областного уровней и многом другом.

Даше Цитриковой тоже пришлась по душе идея Узовского сельисполкома использовать мессенджеры в информировании и решении проблем жителей:

– Я считаю, что взаимодействовать друг с другом, обмениваясь информацией, мнениями, знаниями, проблемами через такие виртуальные площадки, это очень современно и круто. А главное – удобно. В сообществе для общения односельчан мы нуждались давно. И я уверена: со мной согласятся многие. Ведь мы теперь практически как одна семья: все стараемся помочь друг другу, подсказать, предупредить. В задумках у меня создать в Instagram свой блог. Хочу также посвятить его нашей деревне.

Кстати, самые предприимчивые сельчане используют паблик для продвижения своих услуг или товаров: продают излишки сельскохозяйственной продукции, вяжут кофточки на заказ или одежду для кукол. Многие просто предлагают предметы одежды в дар. А сколько бездомных животных обрели хозяев, сколько людей стали счастливыми обладателями домашних питомцев – и не перечесть.

О том, что социальные сети и мессенджеры могут быть орудием информационной войны, мы узнали в 2020-м. Их использовали для назначения даты сбора, для тактического реагирования на ситуацию, для продвижения массовой повестки и дестабилизации общественно-политической обстановки в стране. Но, «майданные технологии» не сработали – это свершившийся факт – во многом благодаря сильной президентской власти и высокой норме социальной справедливости в стране. Беларусь стала третьей после Венесуэлы и китайского Гонконга, где попытки «цветной революции» провалились.

То, что средства массовой коммуникации можно эффективно использовать не только для дестабилизации общественно-политической обстановки в стране, убедительно доказывает опыт Узовского сельсовета. Группа «Жители Узовского сельсовета» в мессенджере Viber, созданная в 2020-м году, действительно работает на созидание. Она реально помогает оперативно разрешать проблемы сельчан. Люди высоко ценят заботу местных властей и проявляют к ним свое доверие. К слову, хорошему примеру последовали в Уваровичском и Октябрьском сельсоветах, где также создали свои сельские чаты в Viber.

Ирина ПАЛУБЕЦ
Фото автора