Женский взгляд на политику. Прорвемся
В удивительное время мы живем. Глобализация, судя по всему, теряет свою актуальность на данном этапе. Наметившееся в пандемийный период разделение мира на макрорегионы все больше набирает обороты. Учитывая тот факт, что современный мир строится на международном разделении труда, трансформация системы не будет безболезненной. Трудности поначалу будут у всех, они уже начали проявляться.
Мне всегда импонировала цивилизационная теория Осипа Шпенглера, согласно которой цивилизация и затем ее упадок – это заключительная стадия существования культуры, когда господствуют урбанизация и глобализация форм человеческого существования, проявляющаяся в хозяйстве, политике, технике, науке, деградируют искусство и литература, материальные элементы начинают превалировать над духовными, человек становится рабом машин и технологий. А рядом с угасшей цивилизацией появляется новая. А описал он эту теорию в начале ХХ века в книге «Закат Европы». Это вовсе не означает, что европейские страны прекратят свое существование, нет. Суть в том, что на смену доминировавшей последние лет 200 европейской цивилизации может прийти другая. В нынешних условиях теория Шпенглера звучит крайне интересно, не находите?
Ну, а так как нас из этой цивилизации практически исключили, будем наблюдать со стороны и искать варианты закрепиться в новом миропорядке. На стенания «всёпропальщиков» о том, что весь цивилизованный мир отвернулся от нас и Россию, а заодно и Беларусь, как «соагрессора», ждет крах, могу сказать: узко мыслите, господа. Во-первых, меня дико раздражают выражения «весь цивилизованный мир» и «у них культурно, красиво и хорошо, не то, что у нас». Вы что, считаете себя необразованными дикарями? Или живете в землянках и питаетесь объедками? Откуда это раболепие? Извините за резкость, но подобные выражения меня оскорбляют. А во-вторых, помимо «цивилизованных» стран в мире порядка 180 государств являются нашими торговыми партнерами. Или они все тоже недостаточно хороши?
Конечно, укрепление связей и переориентация рынков не происходят сиюминутно и просто. Но вместе с тем, текущие изменения открывают перед нами новые возможности. Caterpillar, с которым БелАЗ конкурирует в линейке 90-190-тонников, приостанавливает работу своих предприятий в России? Отлично! Беларусь готова прийти на смену. Нашим удобрениям закрывают европейский рынок? Китай и Бразилия открыты для партнерства. Уже сейчас Беларусь продуктивно работает в сфере расширения торгового партнерства с африканскими странами. Если вы сомневаетесь в перспективности этих связей, проанализируйте, как активно это направление прорабатывает Китай. А их уж точно не обвинишь в отсутствии стратегии и дальновидности. Так что прорвемся, нам не привыкать к трудностям.
Анна ЛИТАШ