Он внес неоценимый вклад в становление театрального искусства и кинематографа Беларуси. 14 марта 1902-го года родился наш земляк, уроженец Ивольска, актер ведущих белорусских театров, артист кино и театральный режиссер, художественный руководитель Белорусского театра имени Якуба Коласа Павел Молчанов.

Тяга к знаниям и творчеству у Павла Молчанова проявилась уже с малых лет: будучи отличником в учебе, он находил время для игры на народных инструментах, скрипке и гармони. В 1922-м году Молчанов уезжает в Москву для обучения актерскому мастерству в Белорусской драматической студии, выпускники которой стали впоследствии основой Второго Белорусского государственного театра в Витебске. Во время учебы актер познакомился со своей будущей женой Любовью Мозолевской, которая стала для него преданным другом и незаменимым помощником в сценической деятельности.

По окончании драмстудии Павел Степанович служил во Втором Белорусском государственном театре, за исключением времени, когда был направлен в Ленинград для работы на киностудии «Советская Белоруссия». В течение 5 лет он постигал азы профессии режиссера и одновременно с этим снимался в фильмах в качестве актера. А в 1934-м совместно с Иосифом Бахарем снял детское кино «Полесские робинзоны». В 1936-м году Молчанов вернулся в свой родной театр в Витебске. Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, играл на сцене Ульяновского театра и возглавлял фронтовую бригаду БДТ-2.

В 1944-м Молчанов вместе с творческим коллективом вернулся в Витебск. И уже через два года после серьезнейшей подготовки на суд зрителей и критиков была представлена белорусскоязычная постановка «Гамлета». Это было исключительное событие в творчестве Павла Степановича. Многие признанные актеры из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов приезжали в Витебск или Минск, чтобы увидеть Молчанова в «Гамлете». Эта роль считается самой сложной в мировом классическом репертуаре, но Павел Степанович, виртуозно владевший искусством перевоплощения, блестяще раскрыл свои трагедийные и драматические актерские качества.
Известный скульптор Заир Азгур признавался в своих архивных записях: «Пожалуй, дойти до цели так, как мне хотелось, я не смог. По-видимому, скульптуре неподвластна та трансформационная подвижность души и тела… Всего о нем не скажешь резцом. Мне кажется, что сам Молчанов забыл, что он Молчанов: он – Гамлет».

В 1951-м году Павел Степанович стал актером Купаловского театра, одновременно с этим работал на киностудии, выступал на радио и телевидении, проводил встречи со зрителями. В документальном фильме «Десять минут с Павлом Молчановым» уже пожилой, но еще полный энергии актер, обращаясь к зрителям, сказал, что, если бы вернулась его молодость и всё пришлось начать сначала, он бы снова выбрал театр.

Анна ШАПОВАЛОВА