В интересах национальной безопасности
— Инцидент произошел около двух часов ночи с 17 на 18 января в смене пограничных нарядов отделения пограничного контроля «Берестовица». Все шло в штатном режиме, мы получили доклад о том, что в пункт пропуска прибыл рейсовый автобус Варшава — Гродно. На паспортный контроль проследовал 41 пассажир, среди которых был гражданин Украины. У контролера не возникло сомнений в подлинности и принадлежности паспорта предъявителю. Однако есть такое понятие, как профайлинг (комплекс методик для составления психологического портрета человека и определения искренности его намерений. — Прим. ред.), который подсказал, что данному человеку нужно уделить особое внимание. Решил вывести его из пассажиропотока и сопроводить в отдельное служебное помещение для проведения дополнительных контрольно‑проверочных мероприятий.
— Нужно найти этого белорусского пограничника, который не пропустил его (террориста. — Прим. ред.) на территорию Беларуси под Брестом. Под разными вывертами, слезами и плачем, что, если он его не пропустит, беда будет с ним в Украине. Но наш парень молодец. И хотя по-человечески можно было его понять, он ему сказал, что в Беларуси так не бывает: «Вы если проедете в Беларусь по украинскому паспорту (у него два паспорта: российский и украинский. — Прим. ред.), то я вынужден вас зафиксировать здесь». Ему это не нужно было. Он вернулся в Варшаву. Ему из Украины предоставили запасной маршрут. Как я уже сказал, Варшава — Лодзь — Рига. И там он пересек латвийско-российскую границу.
Президент Беларуси Александр Лукашенко (обращаясь к председателю ГПК Анатолию Лаппо) во время вручения государственных наград и погон высшему офицерскому составу, 7 марта 2023 года.
— В ходе углубленного пограничного контроля каких‑либо предметов, запрещенных, ограниченных к перемещению через государственную границу, найдено не было, — продолжает Андрей Мирончик. — Однако гражданин к этому времени начал заметно нервничать, путаться в ответах на уточняющие вопросы, вести себя неестественно. Было очевидно, что человек что‑то скрывает. В результате принял решение, исходя из обстановки, не пропустить данного гражданина в Беларусь в интересах национальной безопасности, и он проследовал обратно на территорию пункта пропуска «Бобровники».
Мирончик действовал спокойно и последовательно, как действовал бы на посту каждый военнослужащий, от которого требуется максимальная отдача в круглосуточном режиме. Ведь службу в пунктах пропуска смены пограничных нарядов несут беспрерывно, чтобы обеспечить ритмичность оформления. Но за спокойной размеренностью скрыты напряженная сосредоточенность и готовность в любую секунду выступить на защиту рубежа.
— Затем поступил в Институт пограничной службы, о чем мечтал с детства, хотя в семье никогда не было кадровых военных, — признается Андрей. — Выпустился в 2019 году и сразу же попал в отделение пограничного контроля «Брузги» на должность заместителя начальника. Когда только начал работать, за смену через мои руки иногда проходило до нескольких тысяч человек. За годы службы разное бывало. Запомнился миграционный кризис, в результате которого польская сторона в одностороннем порядке закрыла в 2021 году пункт пропуска «Кузница». С тех пор здесь тихо, однако уровень готовности выполнять поставленные перед нами задачи от этого не снижается. Тем более в сегодняшних реалиях.
— Необходимо держать в голове и анализировать большой объем информации, постоянно учиться. Понятно, что нам помогают современные технические средства пограничного контроля, но без знаний никуда.