Вы оказывались в ситуации, когда что-то уронили, испортили или разбили в магазине? В таком случае важно знать свои права. Должен ли покупатель заплатить за товар, разбитый или испорченный в магазине? Многие так и делают, чтобы поскорее выйти из неловкой ситуации. Но если товар разбился не по вине покупателя, то возмещать его стоимость он не обязан. Разобрались, в каких случаях так происходит.
Кто возмещает стоимость испорченного товара
Главное правило: вред, причиненный имуществу, полностью возмещается лицом, его причинившим (п. 1 ст. 933 ГК). Умышленно, по неосторожности или по небрежности это произошло — не имеет значения.
- Пример. Покупатель взял в руки стеклянную бутылку, чтобы прочесть информацию на этикетке, и уронил ее – тогда за товар придется заплатить.
- Пример. Ребенок покупателя бросил мяч, и разбил чашу, стоявшую на стеллаже. Придется заплатить за чашку.
![](https://myfin.by/source/1/NnS3WDFp2Xe1vcKjgFGIIptgL4bLjiLf.jpg)
Магазин должен обеспечить необходимые условия продажи
Продавец товаров обязан соблюдать общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические, требования технических регламентов Республики Беларусь, Таможенного союза и ЕАЭС и другие обязательные требования технических нормативных правовых актов.
У продавца также должны быть необходимые для своего вида деятельности помещения и оборудование. Оборудование, кроме соответствия действующим нормативам для сохранения качества и безопасности товаров, должно обеспечивать необходимые условия продажи. В том числе необходимо правильно размещать товары в торговом зале, обеспечив покупателю возможность свободного перемещения и выбора товаров.
- Пример. Покупатель проходил в узком, загроможденном проходе между рядами и корзинкой зацепил за бутылку с напитком, стоявшую на полке, — она упала и разбилась. В таком случае можно доказать, что проход слишком узок для движения, и поэтому порча товара произошла не по вине покупателя. В этом случае товар оплачивать не придется, так как вина – на магазине.
- Пример. Покупатель поскользнулся на мокром полу в магазине и, падая, разбил витрину. В этом случае также можно доказать вину магазина.
- Пример. Покупатель неудачно положил стеклянную банку с соусом на поддон кассы самообслуживания, который не имеет бортиков. Товар упал и разбился. Нужно установить, по чьей вине это произошло. Если покупатель положил банку на бок и она скатилась с поддона, вина на нем и он обязан оплатить этот товар.
- Пример. У корзинки, в которую покупатель положил товары, оторвались ручки. Из-за ее падения разбились лежавшие там чашки. В этом случае вина не на покупателе и платить он не должен.
- Пример. Покупатель положил товар на транспортировочную ленту в кассовой зоне. При движении ленты товар упал и разбился. Если виной этому неправильная работа кассовой зоны (резкое движение транспортировочной ленты), то платить за разбитый товар покупатель не должен.
![](https://myfin.by/source/1/u7G1CK9PkYwAKJcW0zp_staBFWLldSVv.jpg)
Может ли магазин потребовать оплатить товар сразу
Если вина покупателя очевидна, продавец имеет право предложить сразу непосредственно в магазине добровольно оплатить стоимость испорченного товара.
Если покупатель не признает себя виноватым и отказывается от добровольного возмещения ущерба, магазин вправе обратиться в суд за взысканием стоимости испорченного товара в судебном порядке.
Если продавец требует сразу оплатить испорченный товар, покупатель не обязан это делать. В таком случае разбираться в произошедшем будет суд, и только он может обязать покупателя оплатить товар.
Если представители магазина требуют немедленно оплатить испорченный товар, а покупатель уверен, что не виноват, то можно:
- записать все подробности случившегося в книге замечаний и предложений. Стоит внести туда время инцидента, свидетелей и участников инцидента;
- потребовать составление акта о порче имущества, в котором нужно зафиксировать все обстоятельства — например, мокрый пол или узкий проход, не соответствующий нормам.
Если покупатель отказывается называть себя и предъявлять документы, удостоверяющие личность, магазин может сообщить о случившемся в органы внутренних дел, и работники службы охраны вправе задержать покупателя до приезда милиции. Если в такой ситуации дать покупателю уйти, не выяснив фамилию, имя, отчество, а также место регистрации, то впоследствии взыскать с данного лица что-либо будет невозможно.
Даже если администрация магазина вызвала милицию, покупатель имеет право высказывать свои аргументы. Если он уверен в своей правоте, то может заявить, что оплата испорченного товара будет произведена только в том случае, если суд признает его вину.
Что поможет доказать отсутствие вины покупателя
По испорченным покупателем товарам дело до суда доходит редко. Чаще всего магазин и покупатель находят решение на месте, так как обычно суммы ущерба незначительны. А вот если испорчен дорогой товар и компромисс на месте не достигнут (ни одна из сторон не признает своей вины), то необходимо подготовиться отстаивать правоту в суде.
Для этого о доказательствах нужно позаботиться сразу. Советуем:
- сфотографировать полку или узкий проход. Фото загроможденного пространства, неаккуратно выложенного на полки товара свидетельствует в пользу покупателя;
- запросить информацию с камер наблюдения;
- заручиться поддержкой свидетелей (лучше всего, чтобы они не были знакомыми).