Таможенное ведомство заявляет, что на протяжении всего 2022 года граничащие с Беларусью государства Европейского союза искусственно создавали очереди на границе. В этом году из-за закрытия Польшей движения через пункты пропуска «Бобровники» (с белорусской стороны «Берестовица») и ограничения движения через оставшийся функционирующий пункт пропуска «Кукурыки» (с белорусской стороны «Козловичы») маршруты следования грузоперевозчиков автоматически перестроились на литовскую границу. Корреспонденты БелТА прибыли в пункт пропуска «Бенякони» (сопредельный «Шальчининкай») и узнали у водителей, как в связи с последними событиями изменилась их жизнь и работа.
Водитель из Кишинева Юрий стоит в зоне ожидания уже 12 часов. Говорит, это счастье, что на стоянку заехал сразу, без ожидания в колейке. «Мы везем картошку из Беларуси в Молдову. Там людям есть нечего, вот мы и возим, чтобы было, что покушать. Но приходится стоять, а нас ждут, ждут еду. Обычно мы ездили через «Кукурыки». Сейчас там колейка была на три километра, стояли по четверо суток. Это очень много, для человека тяжело жить в кабине, тем более зимой, когда холод, дожди, нет еды. Приходилось платить, просить, ездить покупать. О людях никто не думал, мы оставались там как животные. Это очень тяжело. В Польше закрылись все таможни, мы должны ездить по кругу. Это издевательство над людьми», — эмоционально поделился дальнобойщик.
Его коллега Станислав подтвердил, что неожиданно возникший из-за действий польской власти простой на границе зимой без элементарного необходимого — это то еще испытание: «Теперь приходится еще и круг делать. Разница есть: или спуститься на «Козловичи» из Минска, или подниматься сюда на Литву. А это дополнительные 400-500 км. Мы теряем время, да и ожидание убивает».
Из тех, кто стоял в зоне ожидания пункта пропуска, и турецкий водитель из Стамбула Сезгин. Его маршрут Турция — Беларусь, возит торф. «Сейчас едем в Литву, потому что Польша закрыла границу. В польском пункте пропуска мы стояли примерно три-четыре дня, ждали, потом приехали сюда. Ходят слухи, что и тут будут закрывать границу, нас никто не информирует. Вчера мы сразу сюда заехали, говорят, стоять будем около суток и поедем в Литву, потом — в Польшу, далее Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Турция», — рассказал водитель.
Он также поделился впечатлениями от ожидания на польской границе и действий поляков: «Что они делают? Как так можно? Мы ждали там несколько дней, нет ни туалета, ни душа. В Беларуси хорошую стоянку сделали, мы можем отдохнуть, поесть, принять душ, воспользоваться туалетом. Ждать на улице зимой — очень плохо. Теперь нам приходится делать еще и большой круг. Если раньше мой рейс длился 12-15 дней, то теперь я трачу на него 25-30 дней. Все из-за больших очередей».
Расположились рядом водители из Сербии Дарко и Далибор, в одной из фур — белорусские тракторы. Они сказали, что в зоне ожидания стоят уже 24 часа, и это долго. «Сейчас в ожидании находится 106 машин. Это ненормально. Польша не пускает машины из Сербии. Это большая проблема», — констатировал Дарко.
«Проблема появилась после закрытия Польшей границ. Большие очереди образовались, так как сюда теперь едут все — сербы, молдаване, турки. Раньше их как-то меньше было на этой границе. Я вчера въезжал в Беларусь, простоял на литовской стороне двое суток. Мой знакомый стоял там 58 часов», — рассказал водитель из Беларуси Сергей.
О том, что по ту сторону границы стоят долго, говорит и дальнобойщик из Беларуси Валерий. Он везет цветы в Беларусь, но стоять все равно пришлось двое суток. «Я со скоропортом, поэтому проскочил быстрее. Другие стояли по четверо суток, плюс в накопителе по 64 часа. Польша закрыла границы, поэтому все сюда рванули, много машин стало из Сербии, Молдовы, Турции, Македонии. Польша их не пропускает. Когда я приехал к литовской границе, колейка была 3 км, в накопителе еще стояли», — поделился дальнобойщик и направился в зал таможенного оформления на въезд, где еще пара десятков водителей энергично занималась документами.
Василий из Беларуси уверен, что ничего хорошего в этой ситуации ждать не приходится. «Страдают не только водители. Все страдают. Хочется поехать и работать, а ты выезжаешь в рейс и не знаешь: сегодня пересечешь границу или останешься на нейтралке стоять, а может, останешься с литовской стороны. Просто закроют границу перед носом и мы окажемся без работы», — отметил он.
Водитель из Казахстана Константин загрузился в Вильнюсе и едет в Алматы. «В колейке я 1,5 суток стоял. По брони в накопителе отстоял еще 15 часов. Это много, конечно. Приходится стоять. Польская сторона закрыла свои границы, и теперь все стараются ехать сюда, из-за этого собираются пробки, создаются колейки. Мы и так ездим месяцами, не бываем дома. А из-за того, что появились такие колейки и поляки позакрывали границы, до дома я теперь поеду две недели, а мог бы за шесть дней добраться. Так бы я дома побыл две недели, а теперь побуду с родными всего неделю», — сожалеет водитель.
В два раза дольше едет и водитель из Болгарии Роман: «С литовской стороны я стоял в лесу, как баранчик, даже туалета не было. Трудно. Раньше я делал рейс за неделю, сейчас еду уже 15 дней».
Водитель из Молдовы Георгий отметил, что с белорусской стороны большегрузы заезжают быстро. «Здесь я за 20 минут оформился. Когда попадаешь на сторону Литвы, все проходит очень долго. На счет Беларуси ничего плохого не могу сказать, мы быстро проходим, а со стороны Литвы слабо работают. Мы обычно через Польшу ездили, а сейчас через Литву, потому что все закрыто. Там вообще страшно, что творится. Там колейки были по 20-30 км. Раньше мы из Молдовы в Беларусь ехали два-три дня, а сейчас 15 дней еду до пункта «Кукурыки», а потом стою там, и восемь дней стоял. Мы уже месяцами не бываем дома из-за этого. Трудно для меня лично и моих детей тоже: не видят нас, и мы их не видим, скучаем. Раньше как-то было легче, быстро приехал, уехал. Не знаю, до каких пор это будет продолжаться. Раньше я на Минск три-четыре рейса делал в месяц, а сейчас — один рейс. Это нормально? Это невыгодно», — рассказал он.
Официальный представитель таможни Олег Паращенко отметил, что помимо закрытия поляками границ, существенно осложняет работу пункта и литовская сторона. «Литовская сторона в одностороннем порядке прекратила взаимодействие с таможенными и пограничными ведомствами Беларуси по вопросам беспрепятственного функционирования пунктов пропуска, не справляется с потоком транспортных средств, которые следуют как в Беларусь, так и из нашей страны. Особо стоит отметить неритмичную подачу грузовых транспортных средств на въезд в Беларусь. Пункт пропуска «Бенякони» имеет возможность для оформления 250 грузовых автомобилей в сутки. Однако сопредельная сторона — литовские контролирующие службы оформляют меньше этих наших возможностей. Такая же ситуация складывается на других пунктах пропуска на литовском направлении: «Каменный Лог», «Котловка», «Привалка». Белорусская таможня в свою очередь оформляет все транспортные средства, которые подает литовская сторона», — подчеркнул начальник таможенного поста «Бенякони».
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель