Проблема домашнего насилия, к сожалению, остается актуальной: за последние пять месяцев на Гомельщине зарегистрировано более 3600 жалоб по фактам, связанным с семейными скандалами. Уголовные и административные дела – только вершина айсберга, ведь большинство подобных нарушений жертвы скрывают из-за страха перед агрессором. К слову, бытовая тирания не всегда сопряжена с физическим насилием, это также может быть и психологическое воздействие криками, запретами и угрозами.

 

Ни шагу в сторону жертвы
Впервые такой механизм, как защитные предписания, был введен в апреле 2014 года, и с тех пор он зарекомендовал себя одним из самых эффективных видов помощи жертвам домашнего насилия. С начала этого года к такой мере прибегли более 1500 раз. После сообщения о скандале на место происшествия отправляются сотрудники правоохранительных органов. Они опрашивают пострадавшего, обвиняемого, соседей, вы­ясняют причины конфликта. В тех случаях, когда есть основания для составления протокола на месте, скандалиста забирают и помещают в ИВС до рассмотрения дела в суде. Если потерпевшая сторона хочет привлечь дебошира к ответственности, начинается административный процесс. Тогда с согласия жертвы выносится защитное предписание. Такая мера запрещает общаться и посещать потерпевшего, обязывает тирана покинуть совместное жилище, а в случае нарушения этих условий предусмотрена административная ответственность.
В июле 2022-го в закон об основаниях для применения защитного предписания внесли изменения. Ранее для того чтобы оградить пострадавшего от насильника, требовалось привлечь человека к ответственности и доказать его виновность. Это подвергало жертву опасности на время расследования. Также добавлена новая профилактическая мера – коррекционная программа для людей, совершивших домашнее насилие. С дебоширами общаются психологи, чтобы исправить их поведение и не допустить повторения конфликтов в семье. Насильников ставят на профилактический учет, их регулярно посещают сотрудники милиции по месту жительства.
После внесения поправок в закон правоохранительные органы могут вынести защитное предписание на месте при согласии пострадавшей стороны и защитить потерпевшего на время разбирательств. В каждом районе Гомеля есть специальные места для проживания, куда переселяют скандалистов на время действия ограничений. Для ситуаций, когда место жительства хочет покинуть пострадавшая сторона, в каждом районе города есть специализированный центр бесплатного проживания жертв домашнего насилия. Также оказывается психологическая и юридическая помощь. При необходимости решается вопрос трудоустройства, ведь пострадавший может находиться в финансовой зависимости от тирана.
Нужно бороться, а не бояться
Изначально срок действия защитного предписания составляет 15 дней, если ситуация не меняется в лучшую сторону, его продлевают до 30 по согласованию с органами прокуратуры. На протяжении этого времени жертву навещают сотрудники милиции, а также поддерживают связь по телефону, чтобы обезопасить человека и избежать нарушения предписания с любой из сторон. Чаще всего после завершения защитной меры отношения людей не возобновляются, но бывают и исключения. В любом случае обвиняемый ставится на учет сроком на год. Стоит отметить, что в момент действия защитного предписания не было совершено ни одного тяжкого преступления, это говорит об эффективности такой меры.
– Часто бывает, что люди обращаются, а когда мы приезжаем, то они просят не принимать никаких мер. Мы берем такие семьи на заметку, ведь поводом для жалобы может стать как спонтанный конфликт, так и систематическое насилие, – рассказал заместитель начальника отдела профилактики УВД Гомельского облисполкома Андрей Бондарев. – Жертва может опасаться последствий, например, находясь в зависимом финансовом положении. Если пострадавший отказывается обезопасить себя, мы обращаемся в прокуратуру.
Агрессоры рассказывали, что подняли руку на близкого «случайно», в состоянии алкогольного опьянения. Закономерная особенность: абсолютно все тяжкие преступления на почве бытовых конфликтов совершались под действием алкоголя
Подобные ситуации происходили и в начале июня нынешнего года. Житель Новобелицкого района Гомеля избил мать, нанес ей несколько ударов кулаком в лицо. Прибывшие на место происшествия правоохранители составили защитное предписание, но пенсионерка отказалась его подписывать. Тогда для того чтобы обезопасить жертву, дело было направлено в прокуратуру. По итогам разбирательств в отношении мужчины заведено административное дело по факту нанесения телесных повреждений и вынесен запрет на любой контакт с родственницей на протяжении 15 дней. Пос­ле завершения срока защитного предписания отношения
в семье улучшились, а жалоб больше не поступало.
– Бывают случаи, когда жерт­ва отказывается от применения защитного предписания в отношении лица, совершившего насилие, – рассказала старший помощник прокурора Гомельской области Татьяна Жизневская. – Мотивы могут быть разными: пострадавший находится в зависимости от насильника, боится повторения побоев или по иным причинам. В таких ситуациях учитывается уровень риска домашнего насилия. Для предупреждения совершения более тяжкого преступления, по согласованию с прокурором, применяется защитное предписание.
Бьет – значит пьет
Бытовые насильники далеко не всегда признают вину, а если они все-таки раскаиваются, то чаще всего пытаются оправдать свои поступки. Некоторые сетуют на многолетний конфликт, который перерастал в регулярные скандалы и рукоприкладство. Также агрессоры рассказывали, что подняли руку на близкого «случайно», в состоя­нии алкогольного опьянения. Закономерная особенность: абсолютно все тяжкие преступления на почве бытовых конфликтов совершались под действием алкоголя.
В пример можно привести случай, который произошел в конце июня в Наровлянском районе. Во время совместного распития спиртного между 55-летней женщиной и ее 58-летним сожителем внезапно возник конфликт. В результате мужчина нанес потерпевшей удар ножом в живот. В Светлогорске в ходе ссоры пьяный мужчина избил сожительницу табуреткой по голове и рукам, а после продолжил наносить удары кулаками. В обоих случаях конфликты завершились тяжкими телесными повреждениями, а преступники привлечены к ответственности.
Также страшные преступления могут происходить на почве ревности. Такая трагедия произошла в мае этого года в Ветке. 34-летний мужчина поздно вернулся с работы и лег спать. Супруга заподозрила измену и ударила спящего мужа ножом, от чего он скончался на месте.

При этом подчеркнем, что благодаря защитным предписаниям на Гомельщине ежегодно снижается число подобных происшествий, а также угроз убийством. Кроме того, в нашем регионе отмечается наименьшее количество фактов причинения тяжких телесных повреждений. С начала этого года зафиксировано 10 таких случаев, что на семь меньше, чем за аналогичный период в 2022-м.

Источник: http://gp.by
© Правда Гомель