Наши плюсы

Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, белорусская экономика демонстрирует рост: увеличилось промышленное производство, снизилась инфляция и выросли денежные доходы населения

Западные чиновники, вероятно, уже и сами сбились со счета санкций, которые с 2020 года ввели против Беларуси и России. Били и бьют, разумеется, по самому больному — по экономике: по наиболее чувствительным статьям экспорта, по закрытию традиционных и удобных логистических маршрутов… Надеялись, что задушат и наклонят. Не дождутся. Да, санкции — это не конфета, негативный эффект от них ощутим, и по некоторым моментам особенно. Но умения оперативно и без раскачки переориентироваться, перестраиваться и искать новые пути решения нам не занимать: как-никак санкции-то ввели впервые не три года назад. Сегодня можно уверенно говорить: страшных сценариев удалось избежать. И самое главное — простые люди турбулентности не ощущают: доходы растут, инфляция ощутимо замедляется. Итоги работы экономики за первое полугодие подвели на этой неделе в Правительстве. Основной вывод такой: белорусская экономика вышла на положительные темпы роста.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Я многое говорил об этом в последнее время и ставил задачи. Можно концентрированно выразиться: дайте мне экономику, все остальное я сделаю без вас. Вот уже три десятилетия фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна, и народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное равенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам… Поэтому именно экономика, которая обеспечивает социальную защищенность граждан, является главной мишенью Запада.

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.

Набрали хороший темп

Первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков во время заседания Совета Министров констатировал: экономика вышла на положительные темпы роста. В подтверждение привел конкретные цифры:

— Начиная с марта экономика вышла на положительные темпы роста. По итогам первого полугодия ВВП вырос на 2 процента, а за июнь — на 7,1 процента.

Для достижения в 2023 году важнейшего параметра по росту ВВП на 3,8 процента решением Правительства министерствам, концернам и исполкомам определены задачи, которые при их выполнении обеспечивают выход на запланированные параметры.

А теперь нашим читателям для сравнения: совокупный ВВП 20 стран еврозоны в прошлом квартале, по предварительной оценке, в годовом выражении вырос всего на 0,6 процента, а в квартальном — на 0,3 процента. Такие данные приводит европейское статистическое агентство Евростат.

Аналитик БИСИ Алексей Авдонин в эфире общественно-политического ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио», комментируя развитие социально-экономического сектора в стране, подчеркивает:

— Беларусь хорошо соблюдает баланс между денежной массой и объемом товаров и услуг. Этот баланс позволяет нам в первую очередь не допускать роста инфляции, а также обеспечивать реальный рост заработной платы, то есть не напечатанных и выданных населению пустых денег, а именно заработанных. В отличие от Запада у нас предприятия работают как на внутренний рынок (есть рост потребления у нас в стране), так и на внешний. Одновременно у нас идет рост экспорта и в Россию, и в Азиатско-Тихоокеанский регион, на Ближний Восток, в Африку, Латинскую Америку.

Почему так происходит? Да потому, что белорусы очень хорошо знают и понимают классическую экономику. А в ней все просто: хочешь выжить в тех или иных условиях — не печатай пустые деньги.

Инфляция сбавляет обороты

Самый чувствительный момент, на который всегда обращают внимание простые люди, — уровень цен. Глобальная экономика  экономикой, но свой кошелек, как говорится, всегда ближе. И здесь нам есть чем похвастаться. В первом полугодии инфляция заметно сбавила обороты: прирост индекса потребительских цен составил 3 процента к декабрю 2022‑го против не более 6,9 по прогнозу Правительства.

— Это способствует реальному росту заработной платы и располагаемых денежных доходов. За пять месяцев они увеличились на 3 процента в реальном исчислении. Соответственно, это стимулирует спрос населения на товары, как результат — растет розничный товарооборот. За первое полугодие он вырос на 4,6 процента, — озвучил данные Николай Снопков.

А вот в европах все дорого…

Опять же, давайте сравним данные с «сытой» Европой, где, по сведениям Евростата, годовой уровень инфляции в июле составил 5,3 процента. Впрочем, даже такими цифрами похвастаться могут далеко не все. Судите сами.

Годовой уровень роста цен в Латвии составил 6,4 процента, Литве — 7,4, Молдове — 13,2, Польше — 10,8, Чехии — 9,7, Швеции — 9,3, Эстонии — 6,4 процента.

Аналитик брокерской компаний Michael/Ström Бартош Валецкий, которого цитирует портал expert.ru, подчеркивает:

— Борьбе с инфляцией не видно конца, о чем свидетельствуют решения центральных банков всех стран. В прошлом месяце решения о повышении ставок были приняты британским банком ВоЕ, норвежским Norges Bank и RBA из Австралии. Данные шаги показывают неуверенность относительно будущего уровня инфляции и сомнение в том, что ее удастся быстро обуздать. В Польше о повышении ключевой ставки речи не идет, наоборот, говорится о ее снижении уже в этом году. Однако, на мой взгляд, этот сценарий не оправдан ни экономическими показателями, ни актуальным состоянием экономики и бюджета.

Производство обеспечивает прибыль

Еще один важный факт, на который обращает внимание первый вице-премьер: промышленное производство за полугодие выросло на 6 процентов к аналогичному периоду 2022‑го и восстановилось к уровню первого полугодия 2021‑го. При этом Николай Снопков отмечает:

— Рост промышленного производства поддерживается сильным внешним спросом. Растет экспорт товаров. Целевые показатели по росту экспорта выполняются большинством концернов и министерств.

Рост экспорта товаров происходит преимущественно за счет экспорта в Россию и дружественные страны с ростом на 5,6 миллиарда долларов. Отрадно отметить, что мы полностью компенсировали снижение поставок в Украину и недружественные страны.

Профессор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Георгий Гриц комментирует, почему стало возможным то, что страна в разы нарастила выпуск многих видов продукции:

— Как говорят в народе, не было бы счастья, да несчастье помогло. С белорусского и российского рынков ушла часть западных компаний. Мы стали активно заполнять образовавшуюся нишу. Но для того чтобы это сделать, нужен потенциал. Он у нас был. Смогли предложить достойные товары, чтобы потребители их охотно купили.

Еще один аспект — импортозамещение. Не секрет, что в продукции белорусских предприятий было немало западных комплектующих. Когда их производители отказались от поставок, мы быстро перестроились, освоили производство аналогичных деталей на своих предприятиях. В результате процент локализации значительно вырос.

Эксперт также акцентирует внимание на том, что сейчас наблюдается тенденция к общему восстановлению экономики, включая регионы. Так, например, экономика Минской области за первое полугодие приросла на 6,7 процента, Гродненской — 4,2, Брестской — 2,5, Гомельской — 2,3, Витебской — 1,8.

— Помимо этого, растет оптимизм в деловом сообществе. Например, по итогам июня разница между созданными и ликвидированными юрлицами составила плюс 279 организаций. Это в 2,7 раза больше, чем годом ранее. А всего за первое полугодие в Беларуси зарегистрировано свыше 5,6 тысячи новых субъектов хозяйствования — на треть больше, чем в январе — июне 2022 года, — анализирует Георгий Гриц.

И самое важное то, что в экономике ускоренными темпами формируются структурные изменения. Идет активное импортозамещение в обрабатывающем секторе, поворот на Восток. Растут экспортные потоки и инвестиционное сотрудничество в дружественных странах Азии, Африки и на Ближнем Востоке. А это значит, что при усердном труде мы со всем справимся. Главное, как всегда говорит ­­Президент, шевелиться и каждому заниматься своим делом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Червяков, министр экономики:

— Мы продолжаем работать в условиях беспрецедентных санкций. Никто их не снижал. Первое полугодие не было простым. Тем не менее хотел бы отметить, что те подходы, которые приняты еще в прошлом году Правительством по управлению экономикой через целевое планирование, где конкретные задачи на уровне отрасли трансформируются в конкретные действия на уровне предприятия, сработали. По итогам первого полугодия мы видим, что экономика растет. Темп роста ВВП — 102 процента. Из пяти ключевых показателей развития выполнено четыре.