Переступив порог семейного инклюзивного театра «i», где вместе с обычными детьми занимаются ребята с аутизмом, мы с фотографом увидели  темноволосого Антона. Он один из тех, кто занимается здесь не первый год.

— Журналисты, сегодня к нам на занятия пришли журналисты! Ура-а! — восторженно кричит парень, хлопая при этом в ладоши и прыгая от радости.

На его восхищенные возгласы прибегают мальчишки и девчонки лет семнадцати. Окружив нас, с интересом рассматривают с ног до головы и предлагают присесть рядом.

Мы попали во время перерыва. До его окончания — 15 минут, а это значит, что скоро начнется репетиция очередного спектакля. Сегодня это авторское представление с элементами пластики, которое впервые будет представлено на суд зрителей 2 апреля — во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Дети с диагнозом аутизм учатся через игру проявлять весь спектр человеческих  чувств

От маленькой просьбы…

До начала занятий успеваем побеседовать с руководителем театра Ириной Киселевой. Собеседница вводит в курс дела:

— Мы работаем с 2016 года. Сначала у меня не было мыслей по созданию такого проекта, все получилось случайно. Я руководила своей творческой студией, в которой дети и взрослые занимались различными направлениями, начиная от вокала и хореографии, заканчивая актерским мастерством. Однажды к нам обратилась мама ребенка с аутизмом и попросила с ним позаниматься. Мы согласились. Шаг за шагом стали замечать изменения в его развитии. Спустя время взяли еще одного ребенка с таким же диагнозом. И снова увидели результат. Нас мотивировал блеск в детских глазах и их успехи. Когда поняли, что справляемся с задачей, решили продолжать помогать таким детям. Начали подбирать педагогов, психологов. Ездили даже учиться в Нидерланды, потому что такой формат работы требует специальных знаний и навыков.

Ирина Киселева: «Наша задача – не просто провести реабилитационное занятие с ребенком, а помочь ему раскрыться»

…до больших начал

Когда Ирина Киселева начинала работать с детьми с аутистическим спектром, подобного рода театр был в нашей стране единственным. Женщине захотелось донести свою идею до многих людей. Ведь, если смогла она, получится и у других. Начала ездить с гастролями по Беларуси, показывать представления с участием особенных детей. Словом, вдохновляла  людей на такие же проекты. И получилось! Спустя время по ее образцу были созданы кружки и инклюзивные театры в разных уголках страны. Единственное, что по сей день продолжает отличать театр «i» от подобных ему, — только он работает на больших сценах республики.

Благодаря своей харизме и обаянию руководитель театра заинтересовывает каждого ребенка с первых секунд.

— Мы ставим такие спектакли, в которых было бы удобно, комфортно и интересно участвовать и детям с особенностями, и обычным ребятам, и взрослым. У нас они выступают на сцене все вместе. Такой синтез дает новое прочтение даже классическим произведениям, которые мы ставим. Многое делается в сотворчестве с профессиональными актерами, что тоже наша особенность, — обратила внимание Ирина Киселева.

В инклюзивном театре дети развиваются, раскрываются, начинают дружить  и получают массу впечатлений

В инклюзивном театре ставят сцены как по готовым произведениям, так и по написанным самостоятельно. Самому младшему актеру — 3,5 года.

— В любом случае все претерпевает какие-то изменения и корректировки под актеров, потому что мы не можем навязать то, что выступающему не комфортно. Мы должны делать так, чтобы людей это зажигало, мотивировало, доставляло им удовольствие и развивало, — уточнила собеседница.

Основа — кропотливый труд каждого

Прежде чем выйти на большую сцену, особенные ребята проходят долгую подготовку. Для каждого из них она своя и зависит от возраста, темперамента и характера. Часто все начинается с индивидуальных занятий.

Студийцы играют в одном из этюдов – представляют себя каплей дождя

— Есть дети, которые до прихода к нам практически никогда не выходили из дома, потому что родители просто-напросто стесняются их. Поэтому таким ребятам нужно ко всему привыкнуть: к помещению, элементарным правилам этикета, как обслужить себя вне дома, как самостоятельно одеваться, как себя вести в различных бытовых ситуациях, — рассказала руководитель театра.

С ребятами также проходят весь спектр актерских навыков: артикуляционно-глоточные упражнения, дыхательные, ритмически. Это целая методика, начиная от простых упражнений, заканчивая выходом на сцену. Когда ребенок готов перейти с индивидуального обучения в адаптационную группу, его переводят.

— Дети постарше часто не видят себя на сцене, говорят, что не смогут, волнуются. Но я хочу показать им самим в первую очередь, что они могут гораздо больше. Нам бы очень хотелось, чтобы наше общество стало более открытым по отношению ко всем людям с ограниченными возможностями. Чтобы такой человек мог реализовать себя и получить достойную работу по своим способностям. Потому что все они обладают уникальными талантами, но это мало кто замечает. И такой человек остается сидеть дома, а ведь может принести реальную пользу своему государству, — поделилась Ирина Киселева.

Результаты усилий

Студийцы, которые в инклюзивном театре с момента его открытия, раскрылись сполна. Многие даже самостоятельно поступили в вузы.

— Сцена очень многое дает. Когда ребенок выходит на сцену, его прогресс и социализация делают сильный рывок в развитии. Поэтому мы даем каждому ребенку шанс выступить на публике. У нас есть парень Миша, который благодаря театру смог социализироваться, раскрыться, начать комфортно чувствовать себя в обществе. Он сам, без помощи репетиторов, поступил в институт имени Сахарова. И хоть он не столько актер, сколько инженер по своему складу ума, это не говорит о том, что наша работа в проигрыше. Миша играл у нас главные роли, занимался с нами практически шесть лет. Сейчас он учится, и его основная мечта — найти достойную и интересную работу, — подчеркнула руководитель театра.

Невзирая на трудности

По словам женщины, в своей деятельности она периодически сталкивается с различными трудностями. Как правило, они возникают при подготовке сложных костюмов или декораций, а на это нет финансирования, но выручают партнеры театра. Если же говорить о сложностях во взаимодействии с людьми, они были лишь в самом начале пути и связаны с взаимодействием с особенными детьми и их обучением. На это уходило много времени, гораздо больше, чем занимали творческие постановки.

Мы этот путь успешно прошли, и те дети, которые занимаются у нас давно, сейчас помогают нам обучать новое поколение студийцев. Это очень большая помощь, поэтому процесс адаптации новичков проходит гораздо быстрее, — резюмировала Ирина Киселева.

mlyn.by