Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил до сентября решить все выявленные в высшем образовании проблемы. Об этом он заявил на встрече с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования, передает корреспондент БЕЛТА.
Что касается учебников, Президент констатировал, что не так много тех дисциплин, где нужно действительно основательно поработать с учебными материалами. Ведь, например, в точных дисциплинах такой необходимости, как правило, нет. В остальном же подготовку обновленных учебников Александр Лукашенко предложил поручить ректорам вузов: «Давайте дадим по учебнику каждому ректору. Пусть он организует написание этого учебника».
Глава государства при этом ориентирует, чтобы материал излагался понятным и доступным языком, а что-то, возможно, стоит взять в том числе из советских учебников.
Президент во время встречи активно интересовался всеми проблемами, которые имеются сегодня в системе высшей школы, и тем, чего не хватает для их решения. Были затронуты темы финансово-экономической составляющей деятельности вузов, стоимости платного обучения и рентабельности работы учреждений высшего образования. «Посмотрите экономику деятельности вузов», — потребовал глава государства.
Александр Лукашенко жестко потребовал, в том числе от правительства и Министерства образования решать имеющиеся проблемы четко, своевременно и с учетом современных требований.
- Министр образования рассказал о возможностях ранней профориентации школьников
- Иванец: важным элементом повышения эффективности подготовки специалистов является целевой прием
- Иванец рассказал о требованиях к кадровому составу вузов
- Иванец об экспорте образовательных услуг: в Беларуси учатся студенты из Китая, стран СНГ и Африки
- Иванец: расширена траектория для льготного поступления одаренной мотивированной молодежи в вузы
«За последних два годы мы провели большую работу по внедрению новых образовательных стандартов и в тесном сотрудничестве обновляем квалификации, разрабатываем новые специальности», — отметил он.
В модернизации учебных пособий стараются «идти от земли», задействуя технологическую базу организаций и специалистов-практиков.
Вадим Богуш отметил и большую проделанную работу в части расширения возможностей для подбора мотивированных абитуриентов, но констатировал, что нужно активнее действовать еще на уровне школ. Не менее важная тема — укрепление связи образования, науки и производства, вовлечение студентов в профессиональную деятельность.
Председатель Высшей аттестационной комиссии Александр Гучок рассказал о проблемах повышения эффективности воспроизводства кадрового потенциала научных работников высшей квалификации. Он констатировал некоторые тревожные тенденции в воспроизводстве научных кадров. Центральные — это увеличение среднего возраста научных кадров и снижение количества присуждаемых ученых степеней кандидата наук.
Несмотря на эти моменты, Александр Лукашенко подчеркнул недопустимость снижения планки требований к соискателям на получение той или иной ученой степени. «Лишь бы кандидаты, лишь бы доктора — они нам не нужны, — сказал он. — Вы должны жестоко стоять на страже нормативно-правовой базы, которая формирует требования к этим соискателям. Никакого здесь послабления быть не должно. Нам не нужны диссертации ради диссертаций. Жесточайший спрос здесь должен быть. — Ах, у нас меньше кандидатов будет! Ну пускай будет меньше, но это будут настоящие ученые. Точно так, как и доктора наук. Доктор наук — это светило».
Ректор Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии Виталий Великанов рассказал о развитии системы подготовки кадров с учетом потребностей рынков труда. Речь здесь и о целевой подготовке, практикоориентированном подходе, создании привлекательных условий для работы молодых специалистов.
Александр Лукашенко отдельно интересовался организацией учебы в вузе тех, кто уже работает в сельском хозяйстве, но хотел бы получить дополнительные знания, развиваться в профессии. Здесь, подчеркнул он, важно не отпугнуть людей завышенными требованиями или перегруженной образовательной программой, а целенаправленно давать студентам именно те знания, которые им необходимы. Глава государства обозначил данный вопрос в том числе на собственном опыте, так как в свое время окончил сельхозакадемию по экономическому профилю.
«Это третье уже было образование после политического (первое — историческое. — Прим. БЕЛТА). Я осознанно пришел на экономический факультет, потому я знал, что в сельском хозяйстве мне и нужна будет экономка. Все остальное — растениеводство, животноводство и прочее, — я там освою на практике. Я — деревенский», — сказал он.
Глава государства и в данном случае, и в целом требует отходить от формализма. Это касается не только процесса учебы в вузе, но и вступительных экзаменов, отбора перспективных студентов, подходов в работе с молодежью и закреплении кадров.
«Отходить нужно от формализма. Для меня важно, чтобы мы не потеряли еще и привлекательность белорусского образования. Я жестко ставлю этот вопрос не потому, что у нас совсем плохо. Нет. 30 тыс. обучаются из-за рубежа, и платят хорошие деньги. Значит, не все плохо. Но надо встряхнуться, чтобы было лучше. Потому что завтра потеряем тот уровень, который есть», — сказал Президент.
Например, Александр Лукашенко предупредил, что в будущем году будет серьезный спрос со всех за прием абитуриентов и комплектование вузов: «В противном случае зачем ректор нужен? А уже ректор должен закрутить всех. Это же не дело: собираемся и тут друг другу рассказываем, какие у вас проблемы и сложности. Ну вы их решайте на своем уровне. И надо прекратить эту болтовню и всякие разговоры».
Президент пояснил, почему он так жестко ставит этот и другие вопросы. «У нас идет смена поколений. Все, сидящие здесь, рано или поздно уйдут. А кто придет за нами? Не будем ли мы себя корить, что что-то не сделали? Надо всем зашевелиться, встряхнуться! От нас же с вами зависит, что будет завтра в Беларуси, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Мы сегодня должны думать, кто придет после нас. Нам надо для наших детей выстроить нормальную систему и оставить ее. И мы же не умираем. Мы будем смотреть со стороны, будем локти кусать: почему мы этого не сделали, почему не решили. Надо привести в чувства высшую школу. Без этого мы никуда не двинемся».