— Константин Геннадьевич, мы видим, что эскалация на севере и западе нашей страны продолжается. Об этом говорил и глава государства во время поездки в Гродненскую область. Как сейчас обстоят дела на границах с европейскими странами?
— Обстановка на границе с Польшей и государствами Балтии развивается под влиянием угроз военного характера. Наращивается военная группировка НАТО, в том числе в рамках проводимых многонациональных учений. Активно используется литовский полигон «Пабраде», который размещен всего в 10 км от нашей границы.
На границе сохраняется и миграционное давление. В первую очередь, со стороны Польши и Латвии, которые продолжают насильственно вытеснять мигрантов на нашу территорию.
Это сопровождается чрезмерным применением к мигрантам физической силы и специальных средств, травлей служебными животными. Зачастую это приводит к гибели людей, особенно в холодное время года.
В этом году мы фиксируем всплеск таких фактов. В целом, с 2021 года в результате преступных действий сопредельных стран на границе погибло более 50 человек.
Кроме того, продолжается процесс возведения вдоль наших рубежей инженерно-технических заграждений. Основу составляет строительство стационарных заборов высотой от 4 до 5 м, а также электронных систем охраны границы.
В действующих пунктах пропуска со стороны государств Балтии ужесточены контрольные мероприятия в отношении граждан России и Беларуси. Фиксируются попытки их вербовки сотрудниками специальных служб Литвы и Латвии.
Ситуация на границе с Украиной: на отдельных направлениях Киев сосредоточил реактивную артиллерию, продолжаются провокации
— А что сейчас происходит на украинском направлении?
— Обстановка на украинском направлении остается сложной. Охрана границы Украиной осуществляется подразделениями пограничной службы, нацгвардии, Вооруженных сил и территориальной обороны. На отдельных направлениях сосредоточены подразделения артиллерии, в том числе реактивной. Создается глубокоэшелонированная система обороны, включающая минно-взрывные заграждения.
Активно ведется разведка приграничной территории Беларуси, в том числе с использованием беспилотной авиации. При этом фиксируются факты нарушения государственной границы Беларуси в воздушном пространстве. В этом году мы выявили семь таких фактов.
Мы продолжаем отмечать и провокации на границе, которые связаны с заездом техники и заходом вооруженных лиц на нашу границу. Со стороны военнослужащих Украины допускаются оскорбления сотрудников органов пограничной службы.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в Украине подписан закон об ужесточении мобилизационных мероприятий. В связи с этим мы не исключаем рост нарушений границы со стороны Украины.
Для охраны границы налажено взаимодействие с Вооруженными Силами, внутренними войсками, Комитетами госбезопасности и госконтроля, таможенным ведомством
— Как сейчас налажено сотрудничество с другими силовыми ведомствами для охраны и патрулировании границы?
— В настоящее время органы пограничной службы осуществляют охрану границы нашей страны в тесном взаимодействии с подразделениями Вооруженных Сил и внутренних войск МВД. Мы постоянно обмениваемся информацией, координируем действия, выставляем совместные наряды. Надо отметить высокий уровень достигнутого взаимодействия в рамках обеспечения пограничной безопасности и с КГБ, Государственным таможенным комитетом, Комитетом госконтроля.
Мы выявляем и пресекаем деятельность спецслужб иностранных государств на приграничной территории, осуществляем совместные оперативно-разыскные и профилактические мероприятия в отношении организованных форм преступности и отдельных лиц, причастных к противоправной деятельности на границе.
— Какую технику и технологии использует белорусская сторона, чтобы держать ситуацию под контролем?
— Для постоянного наблюдения за обстановкой задействованы посты технического наблюдения, сверхлегкие летательные аппараты (автожиры). Мы также используем беспилотные летательные аппараты и датчики различных принципов действия: радиолучевые, контактные, вибрационные, сейсмические, инфракрасные.
Надо сказать, что продолжается совершенствование материально-технического обеспечения и вооружение маневренных групп территориальных органов пограничной службы. Они находятся в готовности оперативно реагировать на резкое изменение обстановки.
В целом, несмотря на существенное повышение динамики нарастания военных опасностей, пограничное ведомство Беларуси в полной мере контролирует складывающуюся обстановку.
Закрытие оставшихся пунктов пропуска соседними странами маловероятно, но исключать этого нельзя
— Нельзя не отметить и закрытие контрольно-пропускных пунктов. Как вы считаете, для чего западные соседи выбирают такую стратегию? Как мы можем на это реагировать? И можно ли допустить, что Европа полностью закроет границу?
— В первую очередь необходимо отметить, что все нефункционирующие сегодня пункты пропуска были закрыты решением правительств сопредельных государств под надуманными предлогами. Сделано это в попытках изоляции нашей страны и причинения экономического ущерба, минимизации контактов жителей приграничья соседних стран, создания неблагоприятных условий на государственной границе и приграничной территории нашей страны.
Кроме того, в действующих пунктах пропуска не выполняются договоренности по количеству принимаемых грузовых транспортных средств. Недружественные действия привели к образованию значительных очередей у автодорожных пунктов пропуска.
Закрытие оставшихся пунктов пропуска соседними странами маловероятно, но исключать такое развитие событий в современных реалиях мы не можем.
Сопредельная сторона отказывается от обеспечения ритмичной работы пунктов пропуска
— В последнее время то и дело появляются очередные сообщения об очередях на границе, в которых застревают больше тысячи автомобилей сразу. Создается ощущение, что проблему искусственно создают по ту сторону границы. Какие меры принимают белорусские пограничные службы и можем ли мы как-то повлиять на ситуацию?
— Действительно, причиной создания очередей перед пунктами пропуска является неудовлетворительная работа контрольных органов в функционирующих пунктах пропуска сопредельных государств. Ведь количество сотрудников позволяет осуществлять пропуск существующего потока лиц и транспортных средств. Органы пограничной службы готовы к работе в случае увеличения пассажиро- и транспортного потоков.
Белорусская сторона делает все возможное для того, чтобы оперативно пропускать людей и транспортные средства. С учетом изменений обстановки в пунктах пропуска адаптируются схемы пропуска через границу лиц и транспорта, увеличивается состав смен пограничных нарядов.
Вместе с тем необходимо отметить, что решение этих проблем лежит в политической плоскости. К сожалению, сопредельная сторона отказывается от конструктивного диалога по вопросам обеспечения ритмичной работы пунктов пропуска.