Сразу шестерых сыновей, по праву являющихся героями проекта «Наша память», отправили на фронт Прохор Акимович и Мария Игнатьевна Кобрусевы из Гусевицы – свою опору, надежду и отраду, свое продолжение.

Сколь велико было горе родителей, отправлявших своих сыновей на фронт, так и велики были гордость за то, что и их кровинушки борются за мир на родной земле, и радость, что пятеро из них вернулись домой победителями.
Ефим, Иван, Трофим, Григорий, Сергей, Марк Кобрусевы – их имена и фотографии сегодня занимают почетное место среди имен солдат-односельчан на стенде в музейной комнате местной школы. Здешние ученики под началом руководителя по патриотическому воспитанию Ольги Тыньковой ведут активную поисковую работу.
Берегут о них память их дети и внуки. Встречаемся в Гусевице у дочери старшего из братьев Ефима Прохоровича – Веры Ефимовны Мартыновой. К разговору по скайпу подключается из Москвы и ее старшая сестра – Зинаида Ефимовна. Из общения сразу понимаешь, какую важную роль отводят в семье сохранению памяти о старшем поколении.
Вот что рассказали сестры. Их отец Ефим Прохорович, 1906 г.р., – самый старший из братьев, служил командиром расчета 3-й минометной роты 3-го стрелкового батальона. Как свидетельствуют документы, в одном из боев в период прорыва обороны противника с 25 июня 1944 года он проявил себя мужественным и отважным командиром расчета: ликвидировал станковый пулемет противника с расчетом, разбил повозку с боеприпасами и уничтожил до 25 вражеских солдат. Проявляя мужество и хладнокровие, Ефим Кобрусев обеспечил отличную работу своего минометного расчета и содействовал успешному продвижению наших стрелковых подразделений. В августе 1944-го он был представлен к правительственной награде – ордену Красной Звезды.
10 февраля 1944-го осколком мины Ефим Кобрусев получил тяжелое ранение в голову. 23 февраля ему сделали операцию в полевом госпитале, а потом перевезли на самолете в эвакуационный госпиталь в Вологде. Два осколка остались в голове на всю жизнь. На вопрос о том, сколько ему осталось, доктор ответил, что около 5 лет, не больше. Но Ефим Прохорович после прожил ровно полвека. Видя этот уникальный случай, врачи называли его человеком-легендой. К слову, медицинское заключение Зинаида Ефимовна хранит до сих пор.
«Благодаря деду Прохору мы выжили тогда в оккупации, – вспоминает Вера Ефимовна. – Отца забрали на фронт, а мама, низкого росточка, худенькая, одна осталась с четырьмя детьми. Когда пришли немцы, нас выселили из дома к соседям. Отец вернулся в 1945 году. И этот день, хоть я была еще малышкой, отчетливо помню: он зашел во двор, а я к деду и кричу: «Батька пришел, батька пришел». Отец привез в подарок носовые платочки. Счастливее меня в этот день никого не было!»

Второй сын, старший сержант Иван Кобрусев, ушел на фронт буквально на следующий день после объявления войны – 23 июня 1941 года. В 1939-м он был призван в армию, но дослужить не пришлось. Как он рассказывал: «Я был разведчиком. И вот помнится мне один такой эпизод. К нам поступили сведения, что нужно взять вражеского лазутчика. Мне с товарищем дали задание: взять, обезоружить врага и доставить в штаб. А местность была без укрытий, стояло только одно дерево. Но врага нужно взять без единого выстрела. Тогда мой товарищ сообразил: попросил несколько снопов соломы. Мы точно знали, что враг будет ориентироваться на это единственное дерево. Забрались на него, а снопы взяли с собой. Дело было ночью. Долго мы ждали, но вот слышим – идет. Фашист подошел к дереву, остановился. И тут мы прямо ему на голову спустили один сноп соломы, затем спрыгнули сами. Так мы его обезоружили и доставили в штаб». Последняя должность Ивана Кобрусева – командир 76-го м/м орудия 201-го стрелкового полка 67-й стрелковой дивизии 6-й армии 2-го Прибалтийского фронта. В июле 1944-го он был тяжело ранен в ногу, получил инвалидность. Удостоен ордена Отечественной войны II степени.
Третий из сыновей, Трофим Прохорович Кобрусев, прошел всю войну, имел звание полковника. Жил и похоронен в Санкт-Петербурге. После войны он был военным топографом: с супругой, пережившей блокаду Ленинграда, они объездили весь Советский Союз. Трофим Прохорович очень дорожил своей малой родиной, Гусевицей. «Прямо живого меня закопайте здесь», – говорил он от избытка чувств землякам каждый раз по приезде домой.
Кобрусев Григорий Прохорович, 1916 г.р., прошел всю Великую Отечественную войну в звании сержанта. Вернулся в 1946-м, спустя год после Победы. Его фронтовой путь пролегал от Калининградской области до Восточной Пруссии. Там он получил тяжелейшее ранение, задевшее позвоночник и кишечник. В 1946-м его домой привезла медсестра – по сути, умирать. Взрослый мужчина весил всего лишь 45 кг, но он выжил. Григория Прохоровича не стало в 1993 году. Среди его наград – орден Отечественной войны I степени.
На пятого сына, Сергея, родители получили известие, что пропал без вести. На фронте он был политруком. Машина, на которой ехал Сергей, попала под обстрел и взорвалась. Его тело не нашли, поэтому родители до конца жизни верили в то, что сын жив. «Я никогда не видела дядю Сергея, но мне приснился сон: он зашел к нам в дом и стоял на пороге, я сразу поняла, что это он», – вспоминает Вера Ефимовна.
Самый младший Марк, которому на начало войны не было еще и двадцати, был командиром минометного взвода 433-го стрелкового Краснознаменного ордена Суворова и Кутузова полка. Его не стало в 1975 году.
Как рассказали сестры, Григорий, Иван, Марк и Ефим после войны вернулись домой, в Гусевицу, работали в сельском хозяйстве. Иван Прохорович даже занимал ответственную должность – был председателем Гусевицкого сельсовета Уваровичского района. Григорий в мирной жизни заведовал сельским клубом.
«У деда Прохора Акимовича также было три брата: Лука, Марк и Степан. У каждого из них свои семьи. Герой Социалистического Труда, заслуженный работник сельского хозяйства БССР Аркадий Тарасович Кобрусев – внук Степана. Я поддерживаю с ним связь. Один из моих племянников – капитан дальнего плавания. Словом, у нас в роду – личности, стремящиеся реализовать свои способности. С уважением относимся к родственным связям, не бросаем друг друга», – делится Зинаида Ефимовна.
Сегодня дети и внуки братьев Кобрусевых, а их не один десяток человек, живут в Беларуси, России, даже во Франции, но все они бережно хранят память о своих героических предках в документах, воспоминаниях и самое главное – в сердцах и передают эту память из поколения в поколение. Согласитесь, так и должно быть.

И еще об одном. В который раз убеждаюсь, что ничего в жизни случайного нет. Изучая биографию братьев, в документах нашла сведения, что сержант Иван Кобрусев погиб в 1943 году в боях у села Черкасское Курской (ныне Белгородской) области России. А это родина моих родителей, дедушек и бабушек, здесь прошло мое детство. И благодаря таким, как он, советским солдатам-освободителям, уже в мирное время родились мои родители, а значит и я живу на этом свете. Иван Прохорович остался жив, вернулся домой и прожил еще долгую мирную жизнь. Скорее всего тогда, в 1943-м, он по ошибке был занесен в список безвозвратных потерь… Но это уже другая история, к которой я обязательно вернусь.

Григорий
Иван
Марк
Сергей
Трофим

Наталья ЛОГУНОВА
Фото автора и из архива семьи Кобрусевых