Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатого духовно.

Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что «труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Радость труда — могучая воспитательная сила. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если человек не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого человека основывалось на трудовом успехе.

Мысли К. Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. К. Ушинский утверждает, что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья.

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Если человек получает наслаждение от действий, которые делает, видит плоды своего труда, и хозяин ему справедливо платит, ему все нравиться, то от труда получает не только доход, а и здоровье.

Труд приносит чувство удовлетворения, ощущение собственной значимости, полезности. Без труда не увидишь смысла в жизни. Еще немаловажный плюс — труд позволяет обеспечивать себя и свою семью. Значит, труд и его плоды — настоящее благословение.

Трудовое воспитание призвано обеспечить решение следующих задач:

  • психологическая подготовка личности к труду (осознание социальной значимости труда, формирование стремления добросовестно и ответственно работать, бережно относиться к результатам труда и др.);
  • практическая подготовка к труду (вооружение воспитанников необходимыми знаниями, выработка у них умений и навыков трудовой деятельности, воспитание основ трудовой культуры);
  • подготовка к сознательному выбору профессии.

Важным аспектом психологической подготовки подрастающего поколения к труду на современном этапе является формирование у него самоответственности, понимание необходимости самому заботиться о себе. Это способствует развитию в характере человека ответственности, предприимчивости, инициативности, творческого подхода к делу. Когда эти черты, по мнению А. Вишневского, «становятся характерными для большинства людей, то общество имеет шанс достичь хозяйственного успеха и благосостояния».

Система трудового воспитания охватывает учебный труд, трудовое обучение, производительный труд, общественно полезный труд, бытовое обслуживание. Все эти виды трудовой деятельности взаимосвязаны, но каждый из них играет особую роль в формировании будущего труженика.

Важное место в трудовом воспитании занимает учебная работа учащихся. К. Ушинский считал, что обучение является самым сложным и самым тяжелым видом труда. Обучение формирует необходимые трудовые качества человека лишь при условии, что оно имеет существенные признаки труда: осознание поставленной цели, осмысление конкретным индивидом собственной роли в достижении поставленных задач, напряжения умственных сил, преодоления трудностей и препятствий, самоконтроль.

Производительный труд направлен на создание материальных благ. Воспитательные возможности производительного труда проявляются в следующих аспектах:

  • работая, человек, приобщается к жизни общества, приобретает жизненный опыт, опыт общения в производственной сфере, учится эффективных приемов производственной деятельности;
  • изготавливая продукцию собственными руками чувствует, что он на что-то способен, у него появляется уверенность в себе, а хорошо сделанная вещь приносит эстетическое удовольствие;
  • плата за работу убеждает в значимости его труда, самостоятельно заработанные деньги учат бережливости, рациональной организации собственной жизни, способствуют формированию умения соотносить удовлетворения потребностей с реальными возможностями;
  • производительный труд совершенствует трудовые умения и навыки, развивает общественную активность, волю и такие важные черты характера, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, точность и исполнительность.

Старший инспектор профилактики ООПП ОВД Буда-Кошелевского райисполкома Анна Шумилова