Последние несколько десятилетий в мире отмечается бурный рост компьютерных технологий. В Беларуси практически все трудоспособное население страны вовлечено в активности, связанные с вычислительными ресурсами, чаще всего происходящими в сети Интернет. Так, в 2024 году в Гомельской области зарегистрировано 2008 киберпреступлений, что в 1,2 раза превышает данный показатель 2023 года. Львиную долю составляют хищения с использованием компьютерной техники.
В данном случае мы рассмотрим конкретные примеры интернет-мошенничества, которые часто применяются на различных торговых площадках, таких, например, как Kufar.by.
Схема обмана продавцов №1 (Предоплата)
- Преступник находит продавца на официальной площадке объявлений. Копирует его контактные данные, но на площадке не пишет, поскольку пересылка фишинговых ссылок там не возможна. Ищет номер продавца в мессенджерах или пишет в соцсетях, представляясь якобы покупателем с Куфара.
- Говорит, что уже совершил предоплату. Высылает продавцу ссылку на поддельную страницу, где продавцу нужно ввести номер своей карты для того, чтобы получить деньги. Среди данных, которые просит злоумышленник: номер карты, имя держателя, срок действия, CVV-код на оборотной стороне карты.
- Иногда мошенник также просит продавца предоставить СМС-код подтверждения платежа, ссылаясь на то, что перевел предоплату и хочет убедиться, что она поступила на счет продавца.
- С помощью собранных данных мошенник может попытаться перевести с карты жертвы некую сумму денег, и, если на счете будет достаточно средств, ему это удастся.
Схема обмана продавцов № 2 (Предоплата)
- Если предыдущая схема успешно сработала, мошенник может повторно сам связаться с покупателем или представиться службой поддержки и сказать, что произошла ошибка.
- Чтобы вернуть ошибочно переведенные средства,
он предложит перейти на ложный сайт и снова ввести данные своей карты. - Если продавец это сделает, мошенник может повторно списать деньги.
Схема обмана покупателей № 1 (Доставка базовая)
- Преступник выставляет товар на официальной площадке объявлений по крайне выгодной цене.
- Когда потенциальный покупатель пишет ему, преступник убеждает перейти в мессенджер или социальную сеть под предлогом того, что там удобнее общаться.
- Во время общения мошенник уговаривает покупателя на предоплату или доставку под любым предлогом: уехал из города, нет времени.
- Чтобы развеять сомнения покупателя, говорит о новой услуге холдирования (замораживания) средств, которая появилась на Куфаре: если доставки не будет ‑ Куфар автоматически вернет средства на карту.
- Высылает покупателю ссылку на поддельную страницу, которая имитирует страницу сервиса «КуфарДоставка»
или интернет-банкинга, где нужно ввести данные карты, чтобы совершить предоплату. В качестве данных карты покупателя просят заполнить номер карты, имя держателя, срок ее действия, CVV-код (3цифры на оборотной стороне карты). В некоторых случаях злоумышленник может попросить назвать проверочный код из СМС-уведомления банка. - Как только пользователь вводит данные своей карты, с нее списываются деньги, посылка, естественно, не приходит, и средства не возвращаются.
Схема обмана покупателей №2 (Доставка повторная)
- После того, как предыдущая схема полностью реализована, и покупатель начинает подозревать, что его обманули, мошенник повторно связывается с покупателем.
- Говорит, что произошла ошибка, товар уже забрали
(или передумал продавать), готов вернуть деньги. - Высылает ссылку на поддельную страницу возврата средств, где покупателю нужно ввести все те же данные своей карты и точную сумму, которую ему должны вернуть.
- После того, как покупатель повторно вводит данные своей карты, с его счета повторно списываются деньги.
Схема обмана покупателей №3 (Возврат средств)
- После того, как мошенник реализовал схему «Доставка», он пишет пострадавшему покупателю, представляется службой поддержки Куфара.
- Говорит, что посылка была не доставлена, извиняется и рассказывает про возможность возврата средств за посылку.
- Присылает ссылку на поддельную страницу, где покупателю снова нужно ввести данные своей карты и сумму, которая соответствовала сумме предыдущего списания.
- После того, как покупатель повторно вводит данные, мошенник снова крадет деньги с банковского счета.
Схема обмана покупателей №4 (Мошенничество с накладными)
- Преступник выставляет товар по очень выгодной цене на официальном сайте.
- Когда потенциальный покупатель пишет ему на Куфаре,
под любым предлогом предлагает перейти в мессенджер. - Уговаривает отправить товар по почте. При этом мошенник специально создает ажиотаж вокруг объявления. Он может говорить, что буквально на днях уезжает из города, или, что товар готовы купить другие покупатели.
- Продавец говорит, что можно оплатить товар уже после того, как он его отправит, при этом готов предоставить доказательства.
- Если покупатель соглашается, в качестве доказательства отправки мошенник высылает ссылку на поддельную страницу трекинга посылки или скан поддельного документа об оплате. Минимальное знание фотошопа позволяет преступнику сымитировать квиток любой службы доставки, будь то СДЭК, Белпочта или любая другая компания.
- После того, как покупатель поверил, что посылка отправлена, мошенник присылает ссылку на фишинговую страницу, где нужно оформить перевод суммы за товар.
- Как только пользователь вводит данные своей карты, с его счета списываются деньги, а посылка, естественно, не приходит.
Все перечисленные деяния – незаконны, и за их осуществление наступает уголовная ответственность, как по статье 209 УК Республики Беларусь (Мошенничество), так и по статье 212 УК Республики Беларусь (Хищение путем использования компьютерной техники). Санкции статьи за совершение мошеннических действий предусматривают наказание в виде общественных работ, штрафа, исправительных работ или ареста, ограничения свободы или лишения свободы на срок от трех до 10 лет. Санкции статьи за хищение путем использования компьютерной техники предусматривают наказание в виде штрафа, или лишения права занимать должность или заниматься определенной деятельностью, или ареста, или ограничения свободы, лишения свободы на срок от трех до 15 лет.
Какие можно дать рекомендации по приведенным примерам? Для оплаты покупок в Интернете завести отдельную карту и не хранить на ней много денег. К любым операциям, производимым с использованием Вашей банковской карты, относится максимально внимательно и осторожно. Терять бдительность никогда нельзя!
Первый заместитель начальника ОВД Буда-Кошелевского райисполкома Сергей Касакевич