Грамотное управление гарантирует результат

«Порядок и дальнейшее реформирование сельского хозяйства» — так обозначил Президент задачи по работе на земле для всей страны во время визита в Могилевскую область. Хотя это априори основополагающие понятия для успешного развития АПК, но в каждом регионе и хозяйстве свои взгляды, опыт и сценарий. Как аккумулировать лучшее, соединив землю с цифрой, новыми технологиями и мнением ученых, знают в «Белоруснефти». Масштабный сельхозблок в перечне многочисленных направлений деятельности компании сформировался всего несколько лет назад, но бизнес уже дает достойные результаты.

Сельскохозяйственная история «Белоруснефти» началась в 2005 году: по поручению Президента промышленные предприятия начали брать под крыло низкоэффективные хозяйства. Так, в состав компании сначала вошло РАУП «Особино» — сейчас успешное и довольно известное РУП «Белоруснефть-Особино». Кстати, именно здесь работают экипажи механизаторов, которые первыми в Гомельской области в нынешнюю страду намолотили две и три тысячи тонн зерна.

Через два года к нефтяникам примкнули СК «Логойский» Минской области и СХФ «Чигиринка», что на Могилевщине. В 2017 году и к РУП «Белоруснефть-Особино», и к «Чигиринке» присоединили еще по одному предприятию. Следующим этапом укрупнения сельхознаправления стал 2020-й: к «Белоруснефти» добавились «Русь-Агро» (сейчас это гродненский СХФ «АгроМилк»), «Камено-Агро» (часть СХФ «Логойский») и «Березовец» (СХФ «БН-АгроБрест»). В результате всех реорганизаций под опекой нефтяников оказалось пять сельхозпредприятий: РУП «Белоруснефть-Особино», самое крупное, сельскохозяйственный комплекс «Логойский» и три сельхозфилиала: «Чигиринка», «АгроМилк» и «БН-АгроБрест».

— До присоединения к «Белоруснефти» у хозяйств были низкая урожайность, недостаток кормов, отсутствие компетенций у специалистов, несоответствие требований к производственным зданиям и оборудованию, — расставляет акценты начальник отдела организации и развития сельскохозяйственного производства «Белоруснефти» Александр Дайнеко. — За короткий срок в этой сфере мы смогли получить хорошие результаты в первую очередь благодаря организации эффективного управления производством. Ведь ни закупка современной техники и оборудования, ни проведение модернизации и реконструкции производственных объектов, ни строительство новых не гарантировали результат. 

Для достижения высоких показателей выбрали симбиоз технологичности производства и цифровизации всех процессов (цифровой двойник) в животноводстве и растениеводстве.

— Цифровая платформа в растениеводстве обеспечила учет площадей, определив правильную структуру севооборота в зависимости от качества угодий и их расположения, наличия питательных элементов. Система позволяет в онлайн-режиме управлять производственными процессами, отслеживать все технологические этапы (сроки сева, внесение минеральных удобрений, развитие растений в режиме фотосъемки), — отмечает начальник отдела.

В дополнение к цифровой платформе растениеводства в труднодоступных местах или на больших массивах площадей используют беспилотники, которые анализируют ситуацию и выдают точную информацию о состоянии посевов.

Цифровая платформа в животноводстве отображает на экране все технологические процессы при производстве мяса и молока: от размещения животных в сараях и секциях до их реализации на перерабатывающие предприятия. При этом показывает расходы на содержание и конечный финансовый результат.

В системе «Белоруснефти» также широко развита цифровая система мониторинга транспорта: GPS-контроль помогает вести учет топлива и его расход в режиме реального времени. А объемы выполненных сельхозтехникой работ автоматически формируются цифровой системой и передаются в диспетчерскую службу.

Начальник отдела отмечает:

— Все сельхозактивы от головных организаций находятся на удалении от 80 до 350 километров. Цифровизация позволяет контролировать процессы в онлайн-режиме и принимать правильные управленческие решения.

Для руководства «Белоруснефти» — это в первую очередь бизнес, который должен приносить прибыль. Ставку здесь решили сделать на развитие молочного скотоводства, производство фуражного зерна и семенного материала, переработку маслосемян рапса.

Сейчас все организации, входящие в состав «Белоруснефти», занимают лидирующие позиции в своих регионах в растениеводстве. Так, в «Белоруснефть-Особино» урожайность в этом году — 42,2 центнера с гектара при средней по району 24,8 (по области — 20,5), в «Логойском» — 46,4, в «Чигиринке» в среднем получили 33,2 центнера на круг — оба показателя значительно превышают среднеобластные.

— В общей сложности получаем зерна даже больше, чем нужно, но не хватает пшеницы. Не так много у нас подходящих для ее выращивания земель. Докупаем ее, продавая излишки кукурузы, — уточняет Александр Дайнеко. — Заготовили полуторагодичный запас травяных кормов. Стратегия развития растениеводства такова: будем уменьшать площади под эти культуры, одновременно повышая их продуктивность. 

Раз в три года производится перезалужение угодий для повышения их продуктивности.

Лидеры по перевозке зерна Буда-Кошелевского района — водители-двухтысячники Владимир Абраменко и Руслан Мацаков.

— Уменьшим клин под кормовые культуры и добавим зерновой, чтобы увеличить процент продажи сторонним организациям, — делится планами руководитель отдела.

Также сельхозблоку нужен шрот, который производится из маслосемян рапса и сои (нефтяники в лидерах по ее выращиванию в стране). Первым организовал переработку масличных культур «БН-АгроБрест», в 2024-м ввели в эксплуатацию объект в СК «Логойский». В строительство цеха вложили 5,6 миллиона рублей инвестиций — для его бесперебойной работы в год потребуется не менее 8,5 тысячи тонн семян рапса. В планах наладить розлив масла в бутылки, например для продажи на объектах «Белоруснефти».

Все пять предприятий уже сейчас могут существовать и самостоятельно: доходная часть превышает расходную, но для более активного развития нужны инвестиции.

— Когда увеличили посевные площади и получили больше урожая, перестало хватать мощности для сушки и хранения зерна. Приходилось пользоваться услугами сторонних организаций, а это серьезная статья расходов. Начали реконструировать и строить зерноочистительно-сушильные комплексы, — конкретизирует руководитель проекта по реализации сельхозпродукции отдела организации и развития сельскохозяйственного производства «Белоруснефти» Андрей Зинуков. — Срок окупаемости ЗСК — три года, что гораздо выгоднее аутсорсинга. 

В августе современный комплекс «АМКОДОР» запустили в РУП «Белоруснефть-Особино», также здесь строятся емкости для хранения и зерновые сушилки. Еще один ЗСК на 100 тонн возводится в «БН-АгроБресте». В 2025-м очередные ЗСК запустят в «Чигиринке» и «АгроМилке». В составе сельхозпредприятий «Белоруснефти» будет 15 комплексов, и цикл замкнется — услуг сторонних организаций для сушки и хранения не потребуется.

Из ближайших задач — строительство семенной линии, чтобы получать качественный материал, выполнять тщательную очистку и калибровку зерна. Тогда сельхозблок «Белоруснефти» будет на 100 процентов обеспечен своими семенами — серьезная экономия. 

Крупного рогатого скота на четырех сельхозпредприятиях (исключая «Белоруснефть-Особино», где занимаются выращиванием птицы) 20 тысяч голов. Стратегия — повысить продуктивность дойного стада. С 2020 по 2024 год объем производства молока увеличился с 38 650 до 58 100 тонн в год (темп роста — 150 процентов), удой на одну корову — с 4930 до 7500 килограммов в год (152 процента).

СХФ «Чигиринка» отныне производит молоко только экстра, подтягиваются и другие хозяйства. В планах — выход всех на стопроцентный результат. Но сорт — не самое главное, важнее — товарность продукции. Сейчас в «Чигиринке» она составляет 93,5 процента, в «АгроМилке» — 92,5, а вообще за цифру в 92 процента перешагнули все предприятия. Следующий рубеж — 94, а затем 98. По молоку сельхозпредприятия «Белоруснефти» работают рентабельно.

Разрабатывается проект по строительству собственного убойного цеха и участка частичной переработки мяса.

Часть крупных сельхозпроектов нефтяников поддержало Министерство сельского хозяйства и продовольствия, в том числе предоставив кредитные преференции для строительства молочно-товарных и зерноочистительно-сушильных комплексов.

— Есть программа «Аграрный бизнес», позволяющая брать кредиты на льготных условиях. То есть не вешаем все расходы на предприятия нефтепродуктообеспечения, к которым относятся сельхозобъекты, а привлекаем инвестиционные источники государства. Кроме того, Минсельхозпрод оказывает серьезную практическую и консультативную помощь, — резюмирует Александр Дайнеко.