Коррупция на современном этапе развития любого общества представляет собой угрозу для его внутренней и внешней безопасности, является серьезной общественно-политической проблемой и барьером на пути здорового развития общества, подрывает его моральные устои, доверие к власти, препятствует конкуренции, затрудняет экономические и социальные преобразования, расширяет сектор теневой экономики и уменьшает налоговые поступления в бюджет. Поэтому в концепции национальной безопасности эффективное противодействие коррупции в Республике Беларусь определено в качестве одного из основных национальных интересов. Борьба с коррупцией основывается на принципах законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, приоритета мер предупреждения коррупции, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, гуманизма.
Коррупция происходит от латинского «corruptio», что означает порча, разложение. Данное социальное явление по своей сути является первым фактором, позволяющим разрушить сами основы.
Сегодня феномен «коррупции» изучается всесторонне. Одним из основных направлений совершенствования борьбы с коррупцией является своевременное внесение изменений в законодательство.
В целях повышения эффективности противодействия коррупции, оптимизации взаимодействия госорганов и иных организаций в сфере профилактики коррупции, упрощения порядка декларирования доходов и имущества государственными должностными лицами с учетом практики применения законодательства, предложений госорганов и иных организаций, граждан, зарубежного опыта, положений, ратифицированных Республикой Беларусь международных правовых актов, в Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года №305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон №305-З) внесен ряд изменений и дополнений (Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 года №232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» (далее – Закон №232-З).
Внесенные изменения не связаны с корректировкой концептуальных положений антикоррупционного законодательства, а направлены на совершенствование профилактических механизмов противодействия коррупции, оптимизацию взаимодействия в названной сфере.
Рассмотрим основные изменения, которые являются наиболее значимыми и необходимыми в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Ввиду того, что субъектами правоотношений, регулируемых нормами антикоррупционного законодательства, являются граждане, обладающие организационно-распорядительными и административно-хозяйственными обязанностями, а также уполномоченные на осуществление юридически значимых действий, в законе даны определения этих понятий.
Так, организационно-распорядительные обязанности – полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий.
Административно-хозяйственные обязанности – полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.
Также определены «Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий» – это работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные граждане.
Расширено терминологическое значение «свойственники» — родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры супруга (супруги).
Таким образом, указанные дефиниции акцентируют внимание на сугубо управленческой составляющей, вертикальной связи между руководителем и подчиненным.
В практической деятельности правоприменительных органов возникало немало трудностей при реализации законодательного ограничения на получение имущества (подарков), что было обусловлено отсутствием в законодательстве определений понятий «сувенир», «протокольное и иное официальное мероприятие». Изначально предусматривалось дать определение тому, что же является подарком и сувениром. Однако, впоследствии от этого шага отказались.
В итоге понятие «сувенир» исключено из Закона №305-З и дано определение понятиям «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», одновременно при этом установлена предельно допустимая стоимость такого подарка в размере,
не превышающем 20 базовых величин.
Важно отметить, что Закон № 232-З дает определение в этой связи и тому, что считать подарком, протокольным и иным официальным мероприятием. Так:
- подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия – имущество, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом при проведении протокольного и иного официального мероприятия от физических или юридических лиц, в том числе через иное;
- протокольное и иное официальное мероприятие – мероприятие, проведение которого предусмотрено законодательством, процедурами, правилами, регламентами, решениями госорганов и иных организаций, участие в котором связано с исполнением служебных (трудовых) обязанностей государственным должностным или приравненным к нему лицом в рамках служебной (трудовой) деятельности либо обусловлено в соответствии с законодательством выполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом устных или письменных указаний руководителя госоргана, иной организации, в котором (которой) проходит службу (работает) государственное должностное или приравненное к нему лицо.
Закон №232-З предусматривает ряд дополнительных обязанностей, ограничений и запретов в сфере борьбы с коррупцией. Они касаются различных сфер деятельности и лиц. В частности, установлены:
- антикоррупционные ограничения для всех близких родственников либо свойственников государственного должностного лица. До этого установленные ограничения распространялись на близких родственников либо свойственников государственного должностного лица, совместно проживающих и ведущих общее с ним хозяйство;
- дополнительные обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений дополнены положениями о необходимости соблюдения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона №305-З. Согласно абз. 12 ст. 1 Закона №305-З конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять
на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе). Поэтому Законом №232-З предусматривается при назначении государственных должностных лиц в обязательном порядке не только получать от них обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений, но и ознакомить с установленным порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов. За нарушения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов для руководителей, как и для иных должностных лиц, устанавливается дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения; - запрет совместной работы супругов, близких родственников или свойственников на определенных должностях не только в госорганах и организациях, но и в организациях с преобладающей долей собственности государства, а также на использование государственным должностным лицом во внеслужебных интересах любого имущества госоргана либо организации, а не только полученного им при исполнении служебных обязанностей. При этом указанное ограничение затрагивает только узкий круг субъектов (руководитель, его заместители, главный бухгалтер, его заместители, кассир);
- дополнительные запреты и ответственность за использование государственным должностным лицом в личных интересах предоставленного ему имущества. В настоящее время предусмотрена ответственность за незаконное использование только имущества, находящегося в государственной собственности. Теперь предусмотрено, что государственное должностное лицо не вправе «использовать в личных и иных внеслужебных интересах средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, иной государственной организации, организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, предоставленные государственному должностному лицу для исполнения служебных (трудовых) обязанностей…». Одновременно с этим Совмину предоставляется право регламентировать порядок использования служебного имущества;
- общие основания ответственности юрлица за нарушение требований законодательства о борьбе с коррупцией. Абзац 3 п. 28 ст. 4 Закона №232-З предусматривает: «если физическим лицом от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного, осуществлялся подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица, это юридическое лицо несет ответственность в соответствии с законодательными актами». В настоящий момент такая ответственность предусмотрена ст. 24.59 КоАП;
- дополнительные обязанности для руководителей госорганов и иных организаций по предупреждению и выявлению нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, устранению последствий нарушений, причин и условий, им способствующих. Законом №232-З, в частности, детализированы обязанности руководителей госорганов, иных организаций в сфере борьбы с коррупцией. Статьей 43 Закона
№ 305-З предусматривается обязанность руководителей принимать
в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией. При этом
на руководителя налагаются обязанности по предупреждению
и выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, причин и условий, им способствующих, и т.д. Наряду с этим, при сохранении обязанности руководителей передавать госорганам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции, аналогичная обязанность информировать госорганы и организации Законом №232-З вводится для самих субъектов борьбы с коррупцией. Это позволит руководителям своевременно получать информацию в отношении подчиненных и принимать меры по предупреждению правонарушений, устранению их причин и условий. В случае если коррупционные деяния совершены лицами, включенными в кадровые реестры или из состава депутатского корпуса, сведения об этом будут направляться по принадлежности реестров или в соответствующие органы представительной власти; - изменения в части порядка изъятия имущества, принятого в нарушение антикоррупционного законодательства. В качестве основания изъятия (взыскания) п. 30 ст. 4 Закона №232-З устанавливает факт предоставления денежных средств или иного имущества государственному должностному или приравненному к нему лицу исключительно в результате совершения коррупционного правонарушения и (или) принятия им материальных выгод в результате совершения такого правонарушения. Общее же положение говорит о том, что «государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно принятое супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками имущество в финансовый орган по месту своего жительства в течение 10 дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно, либо в течение указанного срока возместить его стоимость, а также стоимость работ, услуг, которыми незаконно воспользовались супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства»;
- новые основания для ограничения назначения и выплаты пенсии лицам, совершившим противоправные деяния;
- совершенствование института декларирования доходов и имущества, направленное на ликвидацию избыточных требований к этой процедуре. Так, лица, занимающие ответственное положение или поступившие на госслужбу путем избрания, будут иметь возможность указывать в декларации сведения о доходах и имуществе их несовершеннолетних детей без представления отдельной декларации.
Закон №305-З дополняется статьей, которая устанавливает перечень доходов и имущества, не подлежащих обязательному декларированию:
- денежные средства, находящиеся в собственности лиц, представляющих декларации о доходах и имуществе, в том числе размещенные ими на счета и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь (включая проценты по ним), их выдача, а также перевод со счетов (вкладов) в банках других государств в банки Республики Беларусь;
- цифровые знаки (токены);
Справочно:
Цифровой знак (токен) — запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой (Декрет Президента Республики Беларусь 21 декабря 2017 г. n 8 «О развитии цифровой экономики»).
Токен – это форма представления актива или ценности в блокчейне. Это может быть виртуальной валюта, акции и другие ценные бумаги, произведения искусства, объекты недвижимости и другие примеры активов.
Блокчейн – это цифровая база данных информации, которая применяется для хранения и передачи цифровых данных как о финансовых, так и нефинансовых активов (виртуальная валюта, акции и другие ценные бумаги, произведения искусства, объекты недвижимости, изображения, объекты индустрии видеоигр).
В переводе с английского слово blockhain означает «цепочку блоков». Информация в системе представляет собой линию из отдельных элементов. Каждый из них связан с предыдущим и содержит зашифрованную информацию о нем. Блокчейн отражает все совершенные транзакции.
- вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе в виде процентов;
- товары (работы, услуги), полученные (выполненные, оказанные) в рамках распространения рекламы и проведения рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (работ, услуг);
- денежные средства и (или) товары (работы, услуги), полученные (выполненные, оказанные) в рамках распространения рекламы и проведения рекламных игр, рекламных акций, сумма (стоимость) каждого из которых не превышает сорокакратного размера БВ на дату получения таких денежных средств и (или) товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и (или) иных аналогичных программ;
- скидки с цены (тарифа) товаров (работ, услуг);
- денежные средства, выплаченные (возмещенные) при направлении нанимателем в служебную командировку, на повышение квалификации, переподготовку, профессиональную подготовку и стажировку, в том числе выплаченные (возмещенные) принимающей стороной;
- коммерческие займы;
- облигации, включая купонный или процентный доход по ним, векселя и другие ценные бумаги, находящиеся в собственности лиц, представляющих декларации о доходах и имуществе, за исключением акций на сумму, превышающую 15 000 БВ на дату приобретения;
- доходы в виде подарков, стоимость (сумма) каждого из которых не превышает двухсотпятидесятикратного размера БВ на дату получения такого подарка;
- доходы от возмездного отчуждения имущества, стоимость единицы которого не превышает сорокакратного размера БВ на дату отчуждения такого имущества.
Борьба с коррупцией в Республике Беларусь почти всегда была одним из основных направлений внутригосударственной политики, ибо коррупция – это одно из наиболее опасных, разлагающих институты государства и гражданского общества явлений современной действительности, а противодействие ей – насущная необходимость. Проблема коррупции вызывает серьезную озабоченность и представляет собой реальную угрозу демократическому развитию эффективного государственного управления, равенства всех перед законом и социальной справедливости. Ни одна страна, независимо от ее социально-экономической и политической системы, не имеет устойчивого иммунитета к ее проявлениям. Именно поэтому известная, казалось бы, тема обретает новые проблемные аспекты, требующие законодательного, теоретического и практического решения.
Начальник отдела внутренних дел Буда-Кошелевского райисполкома Александр Иванович Мисников