Всем очевидно, что чтение – занятие очень полезное. Эта непреложная истина известна большинству, однако у того же большинства возникает встречный и логичный вопрос: как привить любовь к чтению с детства?
В педагогике существует много способов обучения ребенка самому процессу чтения. Но что делать, если он читать умеет, но не хочет? Как родителям показать, что большой и интересный мир вмещает не только смартфон, но и книга?
Интернет-технологии демонизировать не стоит. Это, безусловно, важная часть современного общества с рядом достоинств. Но какими бы востребованными они ни были, единственными и неотъемлемыми все же не являются. Проблема преобладания интереса к социальным сетям над реальной жизнью становится все актуальнее, затрагивая не только детей, но и взрослых, которые все чаще предпочитают проводить время в мире цифровом, а не реальном.
Доступность информации и быстрота ее получения привели к тому, что обществу все сложнее прилагать усилия для получения более качественной информации, а знаний – более глубоких. Кроме того, в этом постепенно отпадает нужда: проще посмотреть десять тридцатисекундных видео, чем прочесть двадцать страниц книги. Но в данном случае хочется процитировать недавно сказанные слова министра информации Марата Маркова: «Клиповое мышление сегодня, к сожалению, человека делает примитивным. А ведь книга расширяет мировоззрение. Она позволяет человеку обрести мудрость и самое главное – эту мудрость привить, то есть помочь вернуться к книге, в первую очередь, молодым людям». Мысль пусть и не нова, но очень точна и актуальна. При всех своих достоинствах интернет и социальные сети делают нас более восприимчивыми к манипуляциям и менее способными к самостоятельному мышлению, а распознавать манипуляции и уметь критически мыслить – важные навыки в нашем глобальном информационном пространстве.
Мир современных технологий сложен. Важно знать не только, как его понять, но и как ему противостоять. Как брать все необходимое и отсеивать ненужное. Да, о пользе чтения говорили и говорят повсюду. Хочется верить, что и будут говорить. Если раньше литература людей образовывала и развлекала, то сейчас в том числе служит способом сохранения нашего разума устойчивым и разносторонним. Поэтому, если мы хотим, чтобы дети между телефоном и книгой выбирали последнее, нужно начинать с себя. В ситуации, когда родители, бабушки, дедушки и другие члены семьи книгами пренебрегают, установке о чтении взяться особо неоткуда. Нужен показательный пример.
Ни в коем случае не стоит использовать чтение в качестве наказания, иначе окрепнет мысль о том, что за провинностью последует наказание в виде книги. Да и фраза «пошел бы лучше книгу почитал» совсем не помогает зарождению интереса к чтению, особенно, если говорящий сам не читает их.
Не всегда нужно подсовывать ребенку книги вашего детства. Поинтересуйтесь, что дети читают сейчас, и прислушайтесь к их интересам. Дайте возможность выбрать самостоятельно: приведите в книжный магазин или библиотеку и покажите, что читать можно не только книги, но и энциклопедии, комиксы и журналы. Чтение – это не просто пополнение словарного запаса, но и способ пробуждения искреннего интереса к окружающему миру. И если вы хотите вырастить любопытного, заинтересованного и самостоятельно мыслящего ребенка, показывайте ему, что важно задавать вопросы, находиться в поиске и интересоваться миром. Легко отмахнуться от него, всучив в руки телефон и посадив в информационную клетку смартфона, сложнее – учить ребенка познавать мир и делать это вместе с ним.
Поэтому, дорогие читатели, не забывайте об одном из главных изобретений человечества, не бойтесь ставить под сомнение окружающую вас информацию и позаботьтесь о том, чтобы ваши дети были менее внушаемые и более глубоко мыслящие.
Елизавета АЛЕКСАНДРОВА